Исторические корни биттера.

Исторические корни биттера.

09.07.2013

Вообще, биттеры первыми стали производить монахи средневековых монастырей, алхимики и ученые по медицинскому делу мужи. И предназначались эти чудотворные эликсиры исключительно для медицинских целей, для оказания помощи при различных телесных недугах.

Благодаря лекарственным компонентам растительного происхождения, составляющим основу биттеров, а их может быть великое множество, в средневековой Европе использовали при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения пищеварения, например, снимали чувство тяжести после обильной трапезы. Тогда же, обнаружилось их благотворное влияние при похмелье.

Многие биттеры были делом рук отдельных личностей и получили свое название по имени автора, который придумал новый рецепт. К ним относятся «Ангостура» и «Пикон».
Пожалуй, самый известный на сегодня – горькая настойка «Ангостура», названная в честь города в Венесуэле.

Ее рецепт разработан немецким врачом Йоханом Зигертом, прибывшим в эту страну в 1820 году и вступившим в армию Боливара, которая вела освободительную войну за независимость.
В процессе службы Зигерт задался целью найти средство для восстановления сил солдат и повышения их выносливости в бою.

Он изучал местные растения, постигал их свойства и через несколько лет был создан бальзам, который продемонстрировал выраженный тонизирующий, жаропонижающий, а также способствующий избавлению от проблем пищеварительного тракта эффект.
Когда посещавшие воды Карибского залива моряки, познакомились с этим напитком, созданным на основе темного рома, то обнаружили, что с его помощью снимаются неприятные симптомы морской болезни и возникает прилив сил и энергии.

Благодаря развивавшимся торговым связям, «Ангостура» во второй половине 19 века уже стала известна в Англии, Америке и развитых европейских странах. А ее создатель смог передать дело своим потомкам, продолжившим производить знаменитую «Ангостуру» в Тринидаде.

Еще один биттер – популярное «Кампари», не только прославил своего изобретателя, но и принес хорошую прибыль итальянцу Гаспару Кампари и его семье. А рецепт популярного бальзама, по слухам, известен только одному человеку, который тщательно скрывает входящие в состав «Кампари» компоненты и рецептуру.

Именно изобретатель «Кампари» внес в общество обычай на употребление своего напитка в качестве аперитива, т.е. выпитого перед началом приема пищи.
Классификация биттеров.
В отношении этих напитков не сложилось единой классификации.

Чаще всего их различают по особенностям употребления. Некоторые горькие настойки используются исключительно в лечебных целях.
К ним относится Бальзам Битнера.

Так произошло рождение коньяка.

Изготовление биттеров

Прежде всего стоит сказать несколько слов о приготовлении биттеров на пивной и винной основе. Здесь все происходит довольно просто. Степень горечи пива преимущественно определяется количеством хмеля, добавляемого в процессе пивоварения. Уровень же горечи вермута зависит от соотношения трав, входящих в водно-спиртовую настойку, соединяемую с вином.

Гораздо интереснее дело обстоит с биттерами, изготовляемыми на спиртовой основе. Существует несколько вариантов самой основы. Ею могут служить как зерновой или виноградный, так и тростниковый либо даже картофельный спирты (по мнению экспертов, последний используется в датском Gammeldansk Bitter Dram). Что же касательно растительных ингредиентов, придающих тому или иному биттеру его неповторимость, то их несказанное множество: от традиционной полыни и горечавки до лимонной кожуры и экзотической коры хинного дерева.

При этом в зависимости от количества используемых ингредиентов биттеры можно делить на простые и сложные (многосоставные). Классическим примером первого варианта можно считать хрестоматийную зубровку, типичным же представителем второй группы является Рижский бальзам. Кроме этого при изготовлении биттеров нередко используются спиртованные фруктовые и ягодные соки либо морсы, дающие, как правило, название соответствующему напитку (Биттер-лимон, Биттер-вишня, Биттер-персик и т.д.).

Основной этап изготовления спиртовых биттеров именуется латинским термином «мацерация». Это – ни что иное, как настаивание на спирту необходимых составляющих будущего напитка. Этот процесс может длиться от нескольких дней до нескольких недель. Однако, изготовители самых непритязательных биттеров нередко обходятся без него, попросту добавляя в водно-спиртовой раствор различные концентраты и эссенции.

Далее полученная спиртовая настойка фильтруется и разбавляется водой до надлежащей крепости. На этом этапе, как правило, определяется принадлежность напитка к числу ликеров или настоек. В первом случае в биттер добавляется карамель, сахар или сахарный сироп, во втором – он остается неподслащенным.

Качественные биттеры проходят срок выдержки, длящийся от нескольких месяцев до года. При этом напитки средней руки дозревают в емкостях, сделанных из стекла или нержавеющей стали, более же аристократичные представители мира биттеров, вроде Бехеровки либо Егермейстера, проводят это время в дубовых бочках.

Помимо всего вышесказанного, некоторые биттеры в довершение подвергаются дополнительной фильтрации и дистилляции.

В завершение, снова возвращаясь к медицинской тематике, нельзя не упомянуть о замечательном восстанавливающем воздействии биттеров в случае наступления алкогольного похмелья.

История появления биттеров

Добавлять в алкоголь горькие растительные компоненты люди стали уже в древние времена. Уже тогда в Европе была известна “аквавита”, горькая настойка на этиловом спирте. Прийти к сегодняшнему значению биттера как определенного алкогольного напитка смогли только в XII веке. В то время в Южной Италии (окрестность Салерно) квалифицированные монахи уже по достоинству оценивали весь медицинский потенциал первых горьких настоек из шишек можжевельника и ягод.

Спустя несколько столетий в 1533 году первая лечебная микстура уже начала продаваться как биттер в окрестностях Франции. Сегодня мы приобретаем подобные напитки в магазинах и винодельнях, но тогда биттеры считались лекарственными средствами от различных болезней, поэтому и продавались в аптеках.

Новая ступень развития была открыта создателям биттеров после тесного знакомства со всеми лечебными свойствами горьких настоев из сырья, прорастающего в Новом Свете. Этого не могли не заметить поселившиеся в тропических колониях европейцы, для которых биттеры стали неотъемлемой частью их рациона.

Популяризация биттеров как питейной субстанции усилилась ближе к концу XIX века. Люди стали распространять горькие алкогольные микстуры в ресторанах, кафе и других заведениях, все чаще заполняя их прилавки новыми представителями. Одним из первых самостоятельных напитков, относящихся к категории “биттеры”, в 1861 году стал ликер “Кампари”. Сегодня нет такого бармена, который не знал бы что это такое.

На сегодняшний день существует огромное количество различных представителей группы “биттеры”. Кто-то производит популярные ликеры и настойки в промышленных масштабах, кто-то экспериментирует с биттерами для узкого потребления, кто-то просто ищет новые вкусы. В любом случае напитки из этой категории достойны внимания.

Этого не могли не заметить поселившиеся в тропических колониях европейцы, для которых биттеры стали неотъемлемой частью их рациона.

Коктейль Сазерак

Через три года после изобретения своего биттера, Антуан Пишо попробовал добавлять его в бренди и обнаружил, что от такого купажа выигрывают оба напитка. Говорят, аптекарь смешивал алкоголь при помощи специального мерного стаканчика «coquetier», от которого и произошло современное слово «коктейль». Считается, что новоорлеанский Sazerac стал первым американским коктейлем, от которого и пошла мода на этот тип алкоголя.

Против красивой легенды о происхождении слова «коктейль» говорит тот факт, что первое задокументированное использование термина встречается в Нью-Йоркской газете от 1806 года, задолго до появления биттера Пишо и напитков на его основе.

К 1850 коктейль Сазерак (названный в честь одноименного бренди) стал чрезвычайно популярным, а в 1873 из-за эпидемии филлоксеры виноградный бренди пришлось заменить ржаным виски, позже в рецепт добавили несколько капель абсента. В XX веке в ряде европейских стран «зеленую ведьму» запретили, и ей на смену пришел анисовый пастис.

Современный окончательный рецепт выглядит так: в бокал олд-фэшнд кладут кубик сахара, капают на него 3 капли биттера Пишо, вливают 45 мл ржаного виски Sazerac. Второй олд-фэшнд заполняют льдом, добавляют 5-10 мл анисового ликера Herbsaint (или любого другого) или просто «ополаскивают» бокал анисовкой, переливают в него содержимое первого бокала. Готовый коктейль украшают цедрой лимона. Вместо ржаного виски можно взять коньяк.

Сазерак

Vieux Carre Французский квартал.

Дегустационные характеристики

Прежде чем ближе познакомиться с биттером и узнать, что это за напиток, стоит подчеркнуть, что эта категория делится на две большие группы:

  • Питьевые – это алкоголь, который употребляют в качестве дижестива, поскольку он улучшает пищеварение и повышает слюноотделение (другие названия – фернет, амаро);
  • Ароматические – в чистом виде их не пьют, а добавляют в коктейли в количестве нескольких капель; продаются такие сорта в небольших бутылочках.
Читайте также:  Виски: калорийность и польза для организма

Основная общая черта напитков этой категории – выраженная горечь во вкусе. Она может быть доминирующей нотой (такие настойки называют фернетами или амаро) или едва чувствоваться (амаретто). Как правило, в биттеры не добавляют сахара, однако иногда им присуща мягкая сладость или фруктовые, цитрусовые тона во вкусе.

Варьируется от прозрачного до темно-коричневого, шоколадного оттенка. Есть и красноватые или желтоватые варианты, которые особенно выигрышно смотрятся в коктейлях.

Зависит от того, какие именно компоненты входят в рецепт.

Апельсиновый биттер

  • спирт (50-75%) – 0,75 л
  • сушеные апельсиновые корки — 225 гр.
  • кардамон — 4 коробочки
  • кориандр (семена) – 0,5 ч. л.
  • фенхель (семена) — 1 ч. л.
  • экстракт горечавки — 20 капель
  1. Все компоненты смешиваются в стеклянной таре, закрываются крышкой и настаиваются 14 дней в месте, недоступном для света.
  2. Настойка встряхивается ежедневно, на 15-й день фильтруется и переливается в затемненные бутыли-флаконы.

спирт 50-75 0,25 л.

Текила

Как пить биттер.

Биттер — история напитка

Многие марки биттеров создавались как тонизирующие лекарственные средства. В барном же деле их используют как усилители аромата.

В современном баре биттеры занимают важнейшее место каждый из них вносит особое очарование в привычные коктейли, так что не бойтесь экспериментировать.

Виды биттеров

Сейчас индустрия производства биттеров становится чрезвычайно популярна, потому что коктейльная индустрия в целом переживает в последние годы новый подъём. Использование биттера — удобный способ приготовить коктейль с необычным вкусом — море возможностей для миксолога. В особенном ходу сейчас апельсиновый биттер, ревеневый биттер, сельдереевый биттер и попытка сыграть на поле ангостуры — пряный биттер .

Два легендарных биттера

Полный состав трав биттера Peychaud’s держится в секрете, сделан он на основе горечавки. В нём отчётливо ощущается вкус аниса.

Рецепт этого биттера принадлежит Антуану Пешо. Существует две версии его происхождения: по одной выходит, что это фамильный рецепт его семьи, по второй — он сам придумал биттер уже в Новом Орлеане, открыв там знаменитую аптеку на Royal Street в 1830 году.

Изначально использовавшийся в целях лечения и профилактики, Peychaud’s стал ингредиентом в коктейле в 1853 году, когда в баре Merchants Exchange Coffee House (переименованного позже в Sazerac House ), на той же улице — Royal Street, хозяин места Аарон Берд начинает готовить коктейль Антуана Пешо на основе французского бренди Sazerac-de-Forge et Fils. В 1869-м биттер получает свою первую награду на выставке в Германии. Через год Томас Хенди открывает фирму Thomas Handy & Co и выкупает права на Peychaud’s Bitter.

А ngostura Bitters

Полный состав трав А ngostura Bitters также держится в секрете, говорят, что их 47. Судя по аромату, там очень ярко выражены мускат, гвоздика, кардамон, анис и бадьян.

Этот биттер был придуман в 1824 году военным врачом, немцем по происхождению, Йоханом Готтлибом Бенжамином Зигертом в венесуэльском городе Ангостура. Главным его назначением при создании была профилактика болезней у солдат и моряков. В 1830 году Зигерт начал производить напиток в коммерческих целях. Позже А ngostura Bitters попал сначала в Тринидад, потом в Великобританию и затем в Америку и распространился в Европе.

Существует две версии его происхождения по одной выходит, что это фамильный рецепт его семьи, по второй он сам придумал биттер уже в Новом Орлеане, открыв там знаменитую аптеку на Royal Street в 1830 году.

Любимые коктейли
в домашних условиях

Биттеры стимулируют пищеварение и возбуждают аппетит.

С какими закусками и блюдами сочетается

Так как Ангостура в основном применяется в различных коктейлях, то выбор закусок к ним должен также сочетаться с темой мероприятия. Коктейльная вечеринка может проводиться по любому поводу:

  • Встреча старых друзей.
  • Вечеринка после свадьбы.
  • День рождения или юбилей.
  • Празднование важного события в кругу коллег.

Вне зависимости от того, какая тематика выбрана, на столе кроме спиртного также должны присутствовать закуски, безалкогольные напитки и минеральная вода. Из закусок к коктейлям идеально подойдут канапе, бутерброды и другие маленькие блюда, для которых не потребуются столовые приборы. Также неплохо использовать сырные и фруктовые нарезки. На вечеринках в восточном стиле часто прибегают к таким экзотическим блюдам, как суши.

Как употреблять Биттер Ангостура.

Популярные биттеры-бальзамы:

  • Абботс (США)
  • Ангостура (Angostura)
  • Апельсиновый биттер (Orange-Bitter)
  • Аперол (Aperol)
  • Биттнера (Австрия)
  • Бункемп (Boonekamp) — ароматный горький биттер крепостью от 40°, содержит очень много различных ароматических добавок таких, как анис, фенхель, солодка, вахта, эвкалипт, корень валерианы, полынь, тополиные почки.

  • DomritterBboonekamp на основе 45 трав — Крепость — 44°. Цвет — темно-коричневый, вкус — горьковато-сладкий, употребляют в составе коктейлей, добавляют в чай или кофе для ароматизации (по вкусу)
  • Бурятия (Россия)
  • Егермейстер (Германия)
  • Кампари (Campari) (Италия)
  • Карельский (Россия)
  • Маурера (Швеция)
  • Парне (Россия)
  • Рижский (Латвия)
  • Тропический биттер (Tropical-Bitter)
  • Уникум (Венгрия)
  • Уссурийский бальзам (Приморский край) — производится по старинному русскому рецепту с использованием высоких технологий. Классический напиток легко узнать благодаря вкусу апельсиновой цедры. Компания активно сотрудничает с совхозами и местными хозяйствами. Сбор растительных компонентов происходит в строго установленный период времени, чтобы сохранить все лечебные свойства. В составе бальзама травы из уссурийской тайги: корень родиолы розовой, лист подорожника, цветки калины и ромашки аптечной, лист малины и элеутерококка, корень аира болотного, мята перечная, почки березы, женьшень, володушка.
  • Шведская горечь
  • Чинар (Cynar)

Классический напиток легко узнать благодаря вкусу апельсиновой цедры.

Найдены дубликаты

за “бокалом светлого” в наливайку у дома, пожалуйста 🙂

Возможности редактировать пост уже нет, вынесу отдельным комментом (подсказали):

Адаптация солодов к тому, что есть на российском рынке:

Victory – Château Biscuit

Crystal 90 – Simpsons Crystal Dark

Crystal 80 – Simpsons Crystal Medium

Переводчик я аховый, просто решил переключиться на иноязычные форумы и делюсь с людьми. Учту в дальнейших переводах

Бля, мне б такого друга дельного))

да, все пришедшие в гости всегда напаиваются пивом 🙂
Почти всегда либо в кеге, либо в бутылке что-то есть

По-хорошему надо увеличить количество емкостей под этот сорт, но это не так просто, можно временно приостановить продажи, до новой партии, но волну спроса пропускать нельзя, а можно ускорить процесс приготовления пива, подняв температуру в ЦКТ цилиндро-конический танк, емкость для брожения до максимально возможной, чтоб не убить дрожжи и понизив давление.

Биттер

Биттеры — крепкие алкогольные напитки, основным профилем которых является горький вкус.

Слово «биттер» по-немецки и по-английски означает «горький». Горькие напитки имеют сильные медицинские корни, поскольку они отлично способствуют пищеварению и облегчают утро тяжелого похмелья. У биттеров есть еще одно замечательное свойство — они очень хорошо утоляют жажду, поэтому большинство из них было придумано в жарких странах

Изготавливают биттеры путем мацерации: в чистом спирте вымачивают различные горькие растения (основное из них — горечавка), корни, апельсиновые корки. Полученная настойка фильтруется, в нее добавляется чистая вода.

Горечь напитка нейтрализуется слюной, при употребление ее выделяется больше, что способствует пищеварению.

Некоторые биттеры лишь расставляют акценты, другие могут создать целую композицию.

Питьевые биттеры, они же дижестивные, большое семейство, которая так же имеет название Amaro (ит. — горький), Amaretto (ит. — слегка горьковатый, делается преимущественно из миндаля или его косточек), Fernet (отличается своим повышенным содержанием горечи)

Наиболее известные из них:

  • Alomo Bitters (Ghana)
  • Amaro Lucano (Italy)
  • Amaro Montenegro (Italy)
  • Aperol (Italy)
  • Araucano (Valparaíso, Chile)
  • Averna (Italy)
  • Balsam (Eastern Europe)
  • Becherovka (Czech Republic)
  • Beerenburg (Netherlands)
  • Blutwurz (Bavaria)
  • Calisaya (USA)
  • Campari (Italy) — Биттер на основе растений и цитрусовых, созданный в 1861 году в Милане. Своему красному цвету он обязан краске кармин, добываемой из насекомых, называемых «кошениль». Кампари используется для таких знаменитых коктейлей, как Americano (Американо) и Negroni (Негрони), а также этот биттер отлично сочетается с апельсиновым соком, образуя коктейль Garibaldi (Гарибальди). Италия, крепость — 25 %.
  • Cynar (Italy) — Биттер на основе артишоков и других растений. Италия/Швейцария, крепость — 16,5 %.
  • Fernet-Branca (Italy) — Этот биттер вырабатывается на основе растений, корней и трав. Его вкус понравится не каждому, но он очень полезен для пищеварения. Также этот биттер рекомендуют на следующий день после слишком обильных застолий. Италия, крепость — 42 %.
  • Fernet Stock (Czech Republic)
  • Gammel Dansk (Denmark)
  • Gran Classico Bitter (Switzerland)
  • Jägermeister (Germany)
  • Jeppson’s (United States)
  • Killepitsch (Düsseldorf, Germany)
  • Kuemmerling (Germany)
  • Pelinkovac (Balkans)
  • Picon (France) — Впервые появившись в Африке 150 лет назад, сегодня этот напиток употребляется в основном на севере Европы и во Франции. Очень долгое время его пили в чистом виде. Сейчас Picon чаще всего добавляют в пиво. Получают его путем вымачивания апельсиновых корочек, горечавки, коры хинного дерева и сильно подкрашивают карамелью. Франция, крепость — 21 %.
  • Quinquina (France — originally from South America)
  • Ramazzotti (Italy)
  • Ratzeputz (Germany)
  • Riga Black Balsam (Latvia)
  • St. Vitus (Germany)
  • Schierker Feuerstein (Germany)
  • Schwartzhog (Germany)
  • Sirop de Picon (France)
  • Suze (France) — Этот самый популярный во Франции горько-сладкий биттер был создан в 1889 году с содержанием алкоголя 32 %, сейчас его крепость всего лишь −16 %. Употребляется в чистом виде, со льдом или с водой, а также прекрасно сочетается с лимонным соком.
  • Underberg (Germany)
  • Unicum (Hungary)
  • Wódka Żołądkowa Gorzka (Poland)
  • Wurzelpeter (Germany)
  • Бугульма (Россия, Татарстан) крепость 40-45%, настоян на 24 травах
  • Иднакар (Россия, Удмуртия) крепость 40%, настоян на 18 травах
  • Легенда Италмаса (Россия, Удмуртия) крепость 45%, настоян на 25 травах
Читайте также:  Настойки на спирту для суставов

Ароматические биттеры, они же коктейльные биттеры, сильно концентрированы и продаются в маленьком объёме (100—200 мл). Пить в чистом виде такие жидкости невозможно. Их употребляют в составе коктейлей добавив пару капель. Можно встретить на прилавках магазинов в США в отделах специй, ставший уже неотъемлемой приправой для блюд каждой домохозяйки.

  • Angostura bitters — Этот красно-коричневый биттер наиболее часто используется в барах. Он очень концентрированный, поэтому достаточно добавить в коктейль лишь нескольких капель. Он производится на основе рома и горечавки, был придуман в 1824 году одним армейским врачом в городе Ангостура, в Венесуэле. Сейчас производится на острове Тринидад. Его крепость — 44,7 %.
  • The Bitter Truth — основанный в 2006 году в германии, создает по старым рецептам ароматические биттеры.
  • Bittermens — основанный в 2007 году в Сан Франциско и запустивший в 2010 свою вкусовую линейку с фантазийными вкусами.
  • Boker’s Bitters — упомянутый в огромном количестве коктейлей в известной книге Jerry Thomas’ How to Mix Drinks or The Bon Vivant’s Companion, первый барный справочник с рецептами, и неотъемлемый ингредиент в коктейле Мартинез.
  • Peychaud’s Bitters — родом из Нового Орлеана, но сейчас производится в Кентукки. Обязательный ингредиент коктейля Сазерак.

Suze France Этот самый популярный во Франции горько-сладкий биттер был создан в 1889 году с содержанием алкоголя 32 , сейчас его крепость всего лишь 16.

Исторические корни современного либерализма

Отрывок из книги Константина Образцова “Молот ведьм”.

История человечества предстает перед нами в виде огромных, исписанных сложнейшими формулами досок в академической аудитории; в них соединены взаимосвязи и факты, события и люди, причины и следствия. Но как опытный математик может, сокращая и упрощая, привести самые сложные выкладки к единице или к нулю, так и историк, глядя на кажущуюся бесконечной череду замысловато переплетенных событий, способен увидеть в итоге, как все они сводятся к одному: постоянной, упорной борьбе двух начал, от первых до последних дней человечества. Стоит это понять, и история обретает свой истинный смысл, открываясь во всей своей грозной, эпической красоте.
Это очень неудобная правда. Настолько неудобная, что мы предпочитаем использовать эвфемизмы, чтобы не называть противоборствующие силы их истинными именами: Бог и Дьявол. Дьявола, кстати, упоминать всегда как-то сподручнее и проще, вы замечали? А сказать «Бог» неловко, как подростку, стесняющемуся при друзьях говорить «мама» и «папа». Правду эту признавать некомфортно прежде всего потому, что тогда придется что-то решать, делать выбор, идти каким-то из двух — и только двух! — из возможных путей, а идти трудно, лень и не хочется: во тьму — потому что это помешает успокоенно думать о себе, как о хорошем человека, к свету — потому что он кажется скучным, да и трахаться могут запретить. Монтегю Саммерс писал, что «в большинстве своем мы всего лишь равнодушные, посредственные, смешанные создания», либо вообще не задумывающиеся о выборе пути, либо успокаивающие себя заблуждениями о том, что есть нечто посередине, что-то серое, размытое, не черное, не белое, не холодное, не горячее, где можно жить, как заблагорассудится, соотнося свое существование только с условными нормами общественной морали.
Но в этой войне никому не удастся сохранить нейтралитет, потому что стороны не берут пленных.
Одна сторона никогда не меняет обличья, ибо ее оружие — истина. Зато другая, под чутким руководством того, кто заслуженно именуется Отцом Лжи, постоянно скрывается под разными масками. И хотя в изобретательности ему не откажешь, но точно так же, как вся история рода людского сводится к единому смыслу, так и бесчисленные культы и секты, оккультные практики и метафизические опыты — от вампиризма до ордена «Голден Доун», от ведьмовства до «Цепей Мириам», от манихеев, катаров, альбигойцев до масонов и розенкрейцеров, от древних языческих культов до спиритов и деревенских ведуний — имеют одну суть: сатанизм, со всеми присущими ему отвратительными обрядами.

Я пришел к пониманию изложенного выше не сразу, но все же пришел. Поэтому, когда погружался в материал Альбигойских крестовых походов, прекрасно понимал, что, например, штурм в сентябре 1226 года Авиньона войсками Людовика VIII — не более, чем факт; политические предпосылки, побудившие короля возглавить второй Альбигойский поход — внешние причины события, а его настоящие истоки относятся к 242 году, когда на пыльных улицах Ктесифона, столицы Селевкии, оборванец по имени Мани принялся проповедовать свое учение, положив начало одной из самых опасных ересей в истории, названных по его имени — манихейство.
Собственно, ничего принципиально нового он не изобрел. Манихейство представляло собой компиляцию гностических учений, возникших одновременно с христианством — более того, я уверен, что христианство послужило причиной их возникновения: то была реакция извечного противника Бога на Слово, которое принес в мир Его Сын.
Дерево жизни, которое выросло из принесенной в мир Благой Вести, Дьяволу не погубить; но вокруг него можно высадить собственный мертвый и пагубный лес.
По форме гностическое учение и манихейство было чистой воды оккультизмом с его претензией на владение некими абсолютными и тайными знаниями о мире, доступными лишь посвященным. На внешнем контуре декларируемых мировоззренческих постулатов гностицизм был чрезвычайно похож на современный светский гуманизм с его неприятием единой ценностной вертикали и отрицанием абсолюта дихотомии Добра и Зла: оба этих принципа представлялись универсальными, равными, способными изменяться в зависимости от ситуации и обстоятельств, а также оставляющими возможность выбора между ними без всякой нравственной индексации такового.
Что мне сейчас хорошо, то и добро.
Если допустить реальность существования дьявола, то придется признать, что по убеждениям и образу действий он был бы настоящий гуманист и либерал, проповедующий свободу как вседозволенность, гордыню и ненависть к Церкви.
Неудивительно, что это привело к инверсии двоичных представлений и характерному извращению библейской космологической системы: на внутреннем контуре проповедуемых воззрений гностические секты утверждали, что Демиург, библейский Бог, и есть олицетворенное зло, а Змей является воплощением добра. Это чем-то напоминает характерное для атеистической советской эпохи прочтение мифа о Прометее: Зевс в нем выступает как тиран, держащий в неведении и тьме несчастных, страдающих человеков, в то время как гуманный либерал Прометей заботливо одаривает их огнем и знаниями, вовсе им не предназначенными. Отсюда логически следовало, что все, предписанное в Писании, является злом — ну, точнее, вредным для человеческого блага ограничением, — и наоборот, все запрещаемое им, есть добро.
Ибо зачем я должен воздерживаться от чего-либо, если мне хочется? Потому что в какой-то книжке написано? Ну уж нет.
Именно поэтому ритуальное нарушение Божественных заповедей, богохульство и осознанное поклонение дьяволу стало основой церемоний всех еретических сект, породивших затем многочисленные сатанинские культы. Это закономерное развитие стремления к вседозволенности, понимаемой как «свобода». Просто кто-то идет по этому пути до конца, доходя до алтарей, на которых во славу Вельзевула приносятся в жертву младенцы, а кто-то так и остается в нерешительности топтаться между светом и тьмой, успокаивая себя тем, что «никого не убил», каждый день убивая себя потаканием собственным слабостям и страстям.

Читайте также:  Норвежский напиток Аквавит водка: что это, виды, как пить + рецепт в домашних условиях

В Европу манихейство проникло в начале XI века, впоследствии распавшись на множество сект: катары, альдонисты, сперонисты, ломбардские конкорренсы, багноленсы, альбигойцы, павликиане, патарены, богомилы, вальденсы, тартарены, бегарды, — что отнюдь не меняло их сути, скрывающейся под разными именами. Что характерно: все они отнюдь не ограничивались религиозной деятельностью, но представляли собой настоящие террористические группировки, одинаково яростно выступавшие как против существующей власти и законных порядков, так и против Церкви, всегда служившей этой власти духовным оплотом. Чего стоит только некий Танхелин, в 1112 году собравший под своим началом целую армию числом до трех тысяч человек и в итоге фактически захвативший город Антверпен, где правил, как самопровозглашенный король. Анархическая и антихристианская риторика соседствовали в его проповедях, и, кроме социального бунта, он призывал к полному отречению от церковных законов, что в итоге привело к дикому разгулу порока и бесчестия в подчиненных ему областях.
Власть, особенно та, которая опирается на традиционные духовные ценности, всегда вызывает ненависть у тех, кто проповедует хаос.
Наиболее сильной в политическом и организационном плане была манихейская секта катаров, обосновавшаяся в Лангедоке и на юго-западном побережье Франции, бывшем тогда под властью королевства Арагон. Они именовали себя альбигойцами, по названию городка Альби. Попытки папы Иннокентия III вразумить их средствами убеждения ни к чему не привели: с 1198 по 1208 годы продолжались бесконечные переговоры и дискуссии, пока осмелевшие альбигойцы, растлившие своим вероучением уже весь Лангедок и заручившиеся поддержкой местных дворян, не зарезали очередного папского посланника в его собственной постели. И тогда в 1209 году около десяти тысяч крестоносцев выступили из Лиона, начав растянувшуюся на много десятилетий войну, вошедшую в историю под названием Альбигойских крестовых походов.
Искоренение ереси стоило почти миллиона жизней. В 1233 году катары были разгромлены, но отдельные очаги сопротивления сохранялись до 1255 года, когда был взят замок Керибюс. Некоторые исследователи считают, что окончательно очистить многострадальный Лангедок от катаров удалось только в 1321 году, когда на костре был сожжен некий Гийом Белибаст. Я же уверен, что совершенной победы достичь вовсе не удалось: сменив маски, затихнув до поры и до времени, сатанинские секты благополучно продолжали существовать, ожидая часа своего торжества. И он настал немногим более, чем через сто лет, когда Ренессанс породил светский гуманизм с его готовностью принять и признать любые доктрины, лишь бы они шли в разрез с традиционными христианскими ценностями. Характерно даже название этой эпохи — «Возрождение». Есть такие слова, которые гипнотически действуют на современных людей, воспринимающих только кажущийся положительным смысл, совершенно не вдумываясь в контекст. «Свобода» — от чего? «Равенство» — кого с кем? «Возрождение» — чего именно? Так я скажу чего: прежде всего, античной, дохристианской, языческой культуры; возрождение римских оргий, афинских борделей и вакханалий.

Слова «манихей», «альбигоец», «катар» и «колдун» были практически синонимами, потому что именно колдовские практики предполагали взывание к силам, которым поклонялись члены еретических сект. Участниц шабашей, ведьмовских ковенов и есбатов казнили именно как еретиков, сатанистов и уголовных преступников. Ведьмы, преданные огню светскими властями, были не чудаковатыми милыми старушками, пострадавшими за траволечение и попытки заговорить бородавку у сына деревенского старосты; не роковыми рыжими красотками, которых сжигали за то, что они горделиво отказывались уступить похоти отвратительных пузатых монахов; не свободолюбивыми последовательницами воспевающих природу языческих обычаев — оставим эти образы в породившем их современном информационном поле, с завидным упорством приучающем современного человека к терпимости к колдунам. Преподобный Август Монтегю Саммерс называл ведьму «злобным созданием, социальной чумой и паразитом на теле общества, последователем отвратительных обрядов, отравительницей, шантажисткой и виновницей многих других преступлений, членом властной тайной организации, враждебной церкви и государству, богохульницей, властвующей над крестьянами с помощью террора и суеверий, шарлатаном в медицине, сводней и знахаркой, делающей аборты, теневым советником распутных придворных дам и кавалеров». Ведьм казнили как еретиков в худшем смысле этого слова, сатанистов, убийц и опасных преступников. Вопреки распространенному мнению, смертный приговор выносила не Инквизиция, а светские власти, ибо функцией инквизитора было собственно только установление самого факта ереси и попытка вернуть еретика в лоно Церкви. Последнее, впрочем, вряд ли было возможно для тех, кто сознательно выбрал служение врагу человеческого рода. Костры, в которых сжигали колдуний, были реакцией на Ренессанс, и их жар являлся подобием жара, который является симптомом тяжелого недомогания и лихорадки. Попытки прижечь распространяющийся яд ведьмовства оказались тщетными; а позже и дьявол, этот великий насмешник и юморист, наставник сегодняшних зубоскалов, превратил охоту на ведьм в массовую истерию, индуцированный психоз, в котором смешались суеверия, зависть, корыстолюбие, а больше всего — страх перед силами зла, усугубляющийся кризисом веры. Можно представить, как радовались ведьмы и бесы, когда обезумевшие от ужаса или одержимые ненавистью христиане сжигали друг друга сотнями, без разбирательства и суда, не жалея ни молодых, ни старых, и кстати, без всякого участия в этом деле Инквизиции. Дошло до того, что в Кельне в 1639 году — когда «мрачное средневековье» давно уже уступило место куртуазным возвышенным д’артаньянам — сожгли канцлера вместе с женой, нескольких монахов, каноников и викариев, без счета студентов, профессоров, простых граждан, часто целыми семьями вместе с детьми, а под конец и двух инквизиторов, посланных Папой Урбаном VIII, чтобы остановить творящееся безумие. Между тем я установил — и писал об этом в одной из своих статей, посвященных дальнейшей судьбе манихейства в Европе — что в то время в самом Кельне, а также в охваченных дымом костров Бамберге и Вюрцбюрге, существовали прекрасно организованные секты катаров, практикующих ведовство, которые благополучно пережили весь этот кошмар.

Но что из того? В современном сознании все преступления, совершенные обезумевшей суеверной толпой, повинующейся не Божьему гласу, а страху перед силами тьмы, все равно будут приписаны Церкви. Увы, такова сила того, что сейчас принято обозначать аббревиатурой PR и что всегда было орудием дьявола: лживая, гнилозубая, визгливая пропаганда. Голос Божий тих, спокоен, и тверд; но бесы вопят истерическим хором, заглушая ангельские глаголы.

Сама книга, кстати, стоящая, хоть и местами страшная и неприятная.

Свобода от чего.

Добавить комментарий