Роль родителей в формировании алкогольных установок в формировании установок - Доктор 24 часа
436
page-template-default,page,page-id-436,ajax_fade,page_not_loaded,,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-theme-ver-16.6,qode-theme-alcostop56,wpb-js-composer js-comp-ver-5.5.1,vc_responsive

Роль родителей в формировании алкогольных установок

Роль родителей в формировании алкогольных установок у детей .

Не секрет , что первыми моделями поведения ребенка являются его родители. Прежде , чем у маленького человечка сформируется собственное представление об окружающем его мире он жадно впитывает то что показывают ему родители: как идет процесс общения с другими людьми, отношение к предметам, происходящим явлениям. Ребенок копирует мимику, лексику, привычки и даже походку ( так называемое клиширование). Все это формирует определенный образ мышления , мировоззрение, понятие о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо. У вашего ребенка усваиваются , перенимаются те морально-этические ценности , носителем которых являетесь вы.
Для начала выясним что же такое установка. По Д.Н. Узнадзе, установка -это состояние, обусловленное анализом предшествующего опыта, определенное его внутреннее увязывание, которое отражается в сознании, поведении и приводит к формированию особенностей характера. Иными словами именно установка определяет поведение индивида в определенной ситуации.

Вот некоторые примеры установок родителей назовем их группа А:

— «не будешь слушаться с тобой никто дружить не будет»
— «горе ты мое»
— вот дурак все готов раздать»
— «ничего не умеешь делать, неумеха..»
— Уйди с глаз моих , встань в угол»

Установки группы Б:

— «будь собой, у каждого в жизни будут друзья»
— «счастье ты мое, радость моя»
— «молодец , что делишься с другими»
— «попробуй еще раз , у тебя обязательно получится»
— «иди ко мне , давай во всем разберемся вместе»

Это здорово , если установок из группы Б в вашем общении с ребенком гораздо больше.

Замечено, что формирование установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к значимому взрослому. Чем более эмоционально насыщена информация , тем глубже процесс ее переработки, усвоения, тем более интимно она вплетается в личностную структуру, становясь уже чем-то внутренним по отношению к личности , частью ее мировоззрения. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает сочувственное отношение к алкоголю при положительных эмоциях ( любовь, привязанность) к родителю-алкоголику, несмотря на пьянство , он или она остаются для ребенка объектом любви и уважения.

Усвоение алкогольных обычаев и привычек невозможно оторвать от общего процесса формирования личности ребенка. Даже трудно представить , насколько рано начинается этот процесс. Дошкольники уже имеют общее представление о действии спиртных напитков, знают об основных алкогольных обычаях. Так по данным зарубежных авторов , 40% детей в возрасте 6 лет и 60% 10- летних могут определить спиртные напитки по запаху. Уже в 6 лет дети узнавали пьяного человека на фотографиях, распознавали его по поведению. 30% детей в возрасте 6 лет и 41% в возрасте 10 лет сказали, что , став взрослыми , они обязательно попробуют спиртные напитки.
Аналогичные данные получили Ю.Ф. Приленский и Н. Д. Иванюженко при обследовании детских садов. В возрасте 3-4 лет в «пьяных играли 32% мальчиков и 7% девочек . Дети , получившие задание «играть в праздник»разливали воду по игрушечным чашечкам , чокались , изображая пьяных. Таким образом , уже в дошкольном возрасте для большинства детей алкоголь перестает быть тайной за семью печатями. Они получают представление о спиртных напитках , наблюдая поведение родителей , родственников , знакомых. При анкетировании школьников среди обследованных пробовали пиво 23-34%девочек и 32-43% мальчиков, вино 13-26% девочек и 21-27% мальчиков, водку –соответственно 7-13% и 11-16%. ( данные приведены из монографии Э.Е. Бехтель «Донозологические формы злоупотребления алкоголем»).

Итак алкогольные установки формируются задолго до начала употребления спиртных напитков. К своему первому алкогольному эпизоду личность приходит уже определенным образом подготовленной, с уже сформированным отношением к алкогольной проблеме.

Информация, получаемая ребенком , подростком , неоднозначна- разные люди выявляют различное отношение к спиртному и тоже влияют на формирование первичных установок -это всегда результат выбора из какого-то ряда возможностей. Анализируя жизнь определенного количества пациентов вопрос их родителей « пить или не пить» перерастает для них опустившихся, деградированных, страдающих алкогольным циррозом печени, лишенных семьи, какого то ни было социального статуса в вопрос «быть или не быть».