Цели и задачи системы ЕГАИС в Российской Федерации

Цели и задачи системы ЕГАИС в Российской Федерации

С 01.01.2023 ст. 50.6 утрачивает силу (ФЗ от 04.02.2021 N 3-ФЗ).

ЛК РФ Статья 50.6. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней

1. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

2.1. Функции оператора единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней могут быть возложены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на подведомственное ему учреждение.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

3. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации.

4. Перечень размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети “Интернет”, информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации.

5. Предоставление информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется в электронной форме без взимания платы.

6. Информация в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной.

7. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней взаимодействует с федеральными информационными системами, входящими в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также с другими государственными и муниципальными информационными системами с использованием указанной инфраструктуры.

8. Порядок эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, порядок представления информации в эту систему, формы представления информации, формы и порядок направления запросов о предоставлении информации также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До 01.01.2023 сведения вносятся с учетом положений ФЗ от 04.02.2021 N 3-ФЗ.

9. В единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится документированная информация:

1) о юридических лицах и их филиалах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций), об индивидуальных предпринимателях (сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика), осуществляющих заготовку древесины;

(в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) о документах, являющихся основаниями для использования лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка, наименования лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в интересах которых принято решение об установлении публичного сервитута; организационно-правовая форма, место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, – для гражданина; местоположение лесного участка, части лесного участка, реквизиты документа, на основании которого используется лесной участок, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) о договорах купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон договора купли-продажи лесных насаждений, их организационно-правовая форма, место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором, дата заключения и номер этого договора, срок его действия);

3.1) о контрактах, указанных в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса (наименования сторон контракта, их организационно-правовая форма, место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим контрактом, дата заключения и номер этого контракта, срок его действия);

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)

4) содержащаяся в проекте освоения лесов;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) о лесных декларациях (наименование лица, подавшего лесную декларацию, его место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; номер и дата договора аренды или иного документа, в соответствии с которыми подается лесная декларация, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с лесной декларацией; местоположение лесных участков);

6) об отчетах об использовании лесов (наименование лица, представившего отчет об использовании лесов, организационно-правовая форма, место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; номер и дата договора аренды, иного документа, на основании которых представляется отчет об использовании лесов, объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, местоположение лесных участков);

7) о юридических лицах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения), об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной;

8) о сделках с древесиной (дата совершения сделки с древесиной, наименования сторон сделки, организационно-правовая форма, место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя и физического лица; объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и номер декларации о сделках с древесиной в случае их заключения в целях вывоза древесины и продукции ее переработки из Российской Федерации, цена сделки);

(п. 8 в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) о фактическом объеме полученной древесины;

10) о маркировке древесины;

11) о лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении юридического лица; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении индивидуального предпринимателя);

(п. 11 введен Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

12) об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

(п. 12 введен Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

13) о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.

(п. 13 введен Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

10. В случае, если информация, которая должна представляться для включения в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, содержится в иных государственных информационных системах и включается в иные государственные информационные системы в обязательном порядке, такая информация и информация, содержащаяся в материалах дистанционного зондирования, подлежат включению в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней из иных государственных информационных систем. Порядок взаимодействия единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Операторы указанных в части 10 настоящей статьи иных государственных информационных систем обязаны обеспечить доступ уполномоченного федерального органа исполнительной власти, указанного в части 2 настоящей статьи, к информации, содержащейся в указанных информационных системах, с соблюдением порядка взаимодействия единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем.

12. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования – информацию, указанную в пунктах 1 – 4 части 9 настоящей статьи;

2) приема лесной декларации, проекта освоения лесов, отчета об использовании лесов – информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Непредставление или несвоевременное представление органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в части 12 настоящей статьи, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации, указанной в части 9 настоящей статьи, либо представление заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

14. Защита информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

15. Доступ внешних пользователей к единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

ЕГАИС: как работать с алкоголем

Как работать в ЕГАИС — одна из главных тем среди всего бизнеса, так или иначе связанного с оборотом алкоголя в стране. Несмотря на то, что система ЕГАИС была введена еще в 2017 году, остается много вопросов у предпринимателей, импортеров и оптовиков, каким образом в ней работать и для чего были введены новые требования. Мы собрали самый актуальный материал по ЕГАИС, как работать в системе, что необходимо приобрести, чтобы стать ее участником и торговать рознице.

Регистрация и подключение к ЕГАИС от 1 дня

Установка ЕГАИС и оформление электронного ключа. Помощь в подборе оборудования и программного обеспечения. Все сопутствующие услуги.

Что такое ЕГАИС?

ЕГАИС — это единая система учета товарооборота алкогольной продукции на внутреннем рынке России. По факту, она контролирует движение товара от производственных мощностей до конечного потребителя. Учитывается и крепкий алкоголь, и пивная продукция. Система ЕГАИС введена для борьбы с контрфактным и недоброкачественным алкоголем, который по статистическим данным занимает около 30% всего оборота. Степень контроля зависит от крепости алкоголя. Так для крепких напитков введен помарочный учет, а для пива условия гораздо более мягкие. Благодаря системе можно проследить историю каждой бутылки.

Как работает ЕГАИС

Выигрывают все: государство получает свою долю налогов для развития экономики, производитель становится конкурентоспособным, ритейлер заслуживает лояльность покупателей, предоставляя всю информацию о товаре.

Функции ЕГАИС

В том случае, когда сфера деятельности компании связана с торговлей спиртосодержащими напитками, появляется необходимость отчетности в ЕГАИС. На онлайн-кассу устанавливается специальный модуль (УТМ), основная задача которого отправлять данные в информационную систему.

ЕГАИС выполняет следующие задачи:

  • мониторинг и аналитика развития товарооборота в этой области;
  • учет оборота спиртных напитков, начиная от производителя и до розницы, в разрезе разного содержания спирта в напитках;
  • учет ввезенного алкоголя и его доли на отечественном рынке;
  • контроль количества акцизных марок и сравнение с реальными продажами;
  • контроль документооборота, выявление контрфактного товара.

Именно последний пункт считается наиболее важной миссией системы для устранения «теневого» бизнеса и легализации всех площадок.

Кому необходимо обязательно работать с ЕГАИС

Необходимость работать с ЕГАИС зависит от многих факторов: местоположения, численности населения в конкретном населенном пункте и виде деятельности компании. Законодательством были установлены следующие сроки:

  • организации, действующие в городах и селах — подтверждение закупки с 01.01.2016, отчет о продажах с 01.07 того же года;
  • компании по производству слабоалкогольных напитков, с оборотом менее 300 тысяч декалитров в год — оборот с января 2016;
  • те, кто выпускает больше этого показателя — фиксируют производство и оборот с октября 2015;
  • дилеры, оптовики — отчитываются об обороте с первого месяца 2016 года;
  • ИП, закупающие напитки с легким содержанием спирта с последующей перепродажей — отчет о закупке с 01.01.2016.
  • Некоторые предприниматели получали отсрочку, однако она уже давно прошла и теперь остались только некоторые категории, которым не обязательно регистрироваться и работать с ЕГАИС, а именно:
  • изготовители пива и подобных напитков, которые производят меньше трехсот тыс. декалитров в год;
  • владельцы виноградных плантаций, выпускающих шампанские и вина;
  • розница, осуществляющая торговлю исключительно слабоалкогольным товаром.
Читайте также:  Прививка от гриппа и алкоголь совместимость: рекомендации

Как подключить ЕГАИС

Что нужно для подключения и работы с ЕГАИС

Работать с ЕГАИС можно только после того, как торговая точка установила все необходимое оборудование и программное обеспечение. К таковым относятся:

  • Компьютер с возможностью работать с ЕГАИС — требуются минимальные системные требования, они указаны на сайте системы.
  • Стабильный интернет — необходим для отправки информации о приеме или продаже товара.
  • УТМ — транспортный модуль, через который производится отправка данных в ЕГАИС, его могут предоставить бесплатно в ФСРАР. Для этого предприниматель должен получить КЭП, зарегистрироваться на официальном сайте ЕГАИС и после скачать модуль на компьютер.
  • Криптоключ с электронной подписью на JaCarta, подключаемый по USB к вычислительной технике.
  • Сканер с функцией считывания двухмерных меток PDF-417.
  • Онлайн-касса с возможностью работы с ЕГАИС.
  • Программа для работы с ЕГАИС. Сама по себе ЕГАИС, как и УТМ не имеют интерфейса для пользователя. Чтобы работать в системе, нужно обязательно установить программное обеспечение.

Если предусматривается торговля пивом и другим не крепким алкоголем, сканер не потребуется.

Дримкас Вики Микро

2D сканер беспроводной Атол sb2109

Программа ЕГАИС обзор сервисов

Готовые решения для ЕГАИС

Система ЕГАИС алкоголь: как с ней работать

На сегодня разработана новая версия ЕГАИС 3.0, которая позволяет осуществлять контроль не только за выпуском и конечной реализацией, но и проводить мониторинг по всей цепочке движения спиртного товара. Новая модель работает эффективнее, при этом для участников бизнеса мало что усложнилось. Остаются такие же требования и отчетность, как и ранее. Изменения коснулись, прежде всего, промежуточной цепочки, оптовиков, транспортных служб и т.д. Ниже вы найдете инструкцию о том, как работать в ЕГАИС.

Как работает ЕГАИС в рознице

Рассмотрим ключевые моменты, как работать с системой ЕГАИС розничным магазинам.

Закупка и приемка товара

Спиртосодержащий товар, как и любой другой, начинает свой путь к рознице от производителя или поставщика. При этом не важно, каким образом оформлена торговая точка — ООО или ИП, схема для всех одинакова. Отчетность по закупке товара обязательна как для крепкого алкоголя, так и для пивных напитков.

  • партия товара отправляется в торговую точку, сопровождается двумя типами накладных: электронной для ЕГАИС и бумажной для экспедитора;
  • владелец магазина сверяет коды, указанные в обеих накладных. При совпадении фактического товара с электронным и бумажным носителем, подтверждает прием цифровой и обычной подписями;
  • если выявлено несоответствие — отказ или оформление акта расхождения, которые также фиксируются в ЕГАИС.

Продажа крепкого алкоголя

Приняв товар на баланс, торговля происходит таким образом:

  • Кассир сканирует обычный линейный штрих-код, а затем акцизную марку (метка PDF-417), фиксируя факт продажи в ЕГАИС.
  • Покупателю выдается чек с QR-кодом, который потребитель может отсканировать смартфоном и получить полную информацию о купленном алкоголе.
  • Данные о проданном товаре переходят в УТМ, затем при использовании подсоединенного ключа электронной подписи, данные уходят в Росалкогольрегулирование.

Продажа слабоалкогольных напитков

Такой алгоритм как у крепкого алкоголя никак не касается напитков с легким содержанием спирта — пива, медовухи, сидра и т.п. Для них существует два способа для легальной торговли:

  • ручным способом с ведением журнала в бумажном или электронном виде — в него вносится каждая продажа не позднее одного дня после реализации;
  • добровольным подключением к ЕГАИС, работать с которым такой предприниматель не обязан, а может только по собственному усмотрению. Этот метод может показаться более затратным, однако, избавляет предпринимателя от ручного ведения учета, что многим бизнесменам кажется более приемлемым вариантом.

Если точка общепита торгует слабым алкоголем в розлив, алгоритм действий такой же, как и предыдущий с одним уточнением — в ЕГАИС фиксируется только факт вскрытия тары без последующего внесения данных о каждом литре.

Ответственность и штрафы

Рассмотрим, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушения при работе с системой ЕГАИС.

Нарушение правил розничной продажи:
  • Штраф для сотрудников от 20 до 40 тыс. руб.
  • Штраф для организации от 100 до 300 тыс. руб.

Товар может быть конфискован.

Производство алкогольной продукции без лицензии:
  • Для сотрудников штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб. или дисквалификация до 3 лет
  • Для юрлица штраф в размере одной пятой части дохода за прошлый год, но не меньше 3 млн. руб. Возможна приостановка деятельности до 90 дней

Возможны конфискации оборудования, товара и др.

Продажа алкоголя физическими лицами незаконно:
  • Штраф для физлиц от 30 до 50 тыс. руб. с конфискацией товара
  • Предпринимателя или производителя вина оштрафуют от 100 до 200 тыс. руб. с конфискацией товара
Нарушения в порядке учета алкоголя, если не работать с ЕГАИС:
  • Штраф для сотрудника от 10 до 15 тыс. руб.
  • Для юрлиц от 150 до 200 тыс. руб.
За не выданный чек по алкоголю:
  • Штраф для сотрудника составят 2 тыс. руб.
  • Для юрлиц порядка 10 тыс. руб.

За нарушения в крупном размере положена уголовная ответственность. За производство и оборот в крупном размере выпишут штраф, исправительные работы или лишение свободы до трех лет. За особо крупные нарушения штраф увеличится до 4 млн. руб. и может быть назначено лишение свободы на срок до 5 лет.

Нужна помощь в подключении ЕГАИС?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем подключить ЕГАИС.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Система ЕГАИС для продажи алкоголя: участники и порядок подключения

Система ЕГАИС в торговле алкоголем в 2020 году

ЕГАИС – это государственная система контроля за производством и оборотом алкоголя, действующая на всей территории России. До 2016 года система контролировала только производителей и импортёров крепкого алкоголя, теперь же к ней обязаны подключиться оптовые и розничные продавцы любой алкогольной продукцией, а также производители пива и пивных напитков. На производство и оборот спирта в фармацевтической промышленности действие ЕГАИС не распространяется.

Главная цель внедрения ЕГАИС – недопущение продаж контрафактного алкоголя, доля которого, по разным оценкам, составляет 30-35% всего алкогольного рынка. Такое количество подделок не только представляет огромную опасность здоровью и жизни потребителей, но и наносит существенный урон бюджету.

Законодательная основа ЕГАИС зафиксирована в следующих нормативно-правовых актах:

  • закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ;
  • закон от 29.06.2015 № 182-ФЗ;
  • постановление Правительства РФ от 25.05.2006 № 522;
  • приказ Росалкогольрегулирования от 01.08.2013 № 193.

Все нормативные источники находятся в свободном доступе, а в этой статье мы дадим только практическую информацию о том, кто и когда должен подключиться к ЕГАИС и как это сделать.

Как работает ЕГАИС

Система ЕГАИС должна обеспечивать контроль на всех этапах производства и реализации алкоголя. По сути, прозрачным должен быть весь путь спиртного от конвейера до попадания в корзину покупателя. Для этого на каждую бутылку крепкого алкоголя или вина наклеивается специальная марка с закодированной в 2D-штрихкоде PDF417 информацией. Код содержит сведения о производителе, составе продукции, дате выпуска или ввоза в РФ, месте и времени розлива, объёме тары и другие характеристики.

При продаже алкоголя кассир считывает информацию со штрихкода с помощью 2D-сканера. Если продукция легальная, то позиция добавляется в кассовый чек, а программное обеспечение кассы формирует xml-файл и передаёт его в универсальный транспортный модуль (УТМ). Через него в ЕГАИС поступает информация о продаже, и реализованные бутылки списываются с остатков магазина. В чеке, выданном покупателю, кроме обычных сведений, будет содержаться QR-код, с помощью которого можно самостоятельно удостовериться в легальности купленного алкоголя.

Так происходит фиксация в ЕГАИС факта розничной продажи, которая в 2016 году была обязательна только для продавцов крепким алкоголем в городах. Со второго полугодия 2017 года фиксировать таким образом реализацию спиртного обязаны и розничные продавцы в сельских поселениях. Продажа крепкого алкоголя в общепите и продажа пива в системе не фиксируется.

Гораздо больше участников алкогольного рынка обязаны подключиться к ЕГАИС по другой причине – подтверждения факта закупок у легальных производителей и поставщиков. Работа с ЕГАИС в этом случае происходит так:

  1. При заказе алкогольной продукции производитель или поставщик оформляет на покупателя расходные накладные, отражая их в ЕГАИС. Накладные становятся доступны покупателю через универсальный транспортный модуль.
  2. При фактической поставке покупатель сверяет ассортимент и количество единиц товара в партии с тем, что указано в накладных. Если всё в порядке, то получение товара подтверждается путём направления в ЕГАИС соответствующего уведомления. При несоответствии сведений из накладных реальному количеству/ассортименту покупатель вправе направить акт расхождений отправителю. Факт любой недостачи или избытка продукции тоже фиксируется в системе.
  3. После принятия партии поставщик списывает поставленную продукцию со своих остатков в ЕГАИС, и она фиксируется в остатках покупателя.

Таким образом, в единой системе по контролю за оборотом и реализацией алкоголя ЕГАИС фиксируются:

  • объёмы производства алкоголя, пива и пивной продукции;
  • объёмы алкоголя, поступившие на склады и отпущенные с них;
  • подтверждение факта оптовых закупок алкоголя и пива;
  • фиксация розничных продаж крепкого алкоголя.

Сроки подключения к ЕГАИС

Участников алкогольного рынка разделяют на несколько категорий, к каждой из которых предъявляются свои требования относительно сроков подключения к ЕГАИС.

Кто обязан подключиться к ЕГАИС

Причина и дата подключения

Организации, занимающиеся закупкой, хранением и поставкой алкогольной и спиртосодержащей продукции (оптовики)

Передача в ЕГАИС информации об обороте поступившей и отпущенной со складов алкогольной продукции с 01.01.2016. Для Крыма и Севастополя – с 01.07.2017.

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью менее 300 тысяч декалитров в год

Передача в ЕГАИС информации об оборотах отпущенной со склада продукции с 01.01.2016

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью более 300 тысяч декалитров в год

Продавцы алкогольной продукции в городах

Подтверждение закупок с 01.01.2016. Для Крыма и Севастополя – с 01.07.2017.

Фиксация факта продаж с 01.07.2016

Продавцы алкогольной продукции в сельских поселениях

Подтверждение закупок 01.01.2016. Для Крыма и Севастополя – с 01.07.2018

Фиксация факта продаж с 01.07.2017

Продавцы алкогольной продукции в общепите

Подтверждение закупок 01.01.2016

Организации и ИП, закупающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху для розничной продажи

Подтверждение закупок с 01.01.2016

Обратите внимание: ЕГАИС в общепите и для продажи пива не требует фиксации факта продаж путём сканирования каждой бутылки, поэтому подключение к системе для таких продавцов будет стоить дешевле.

Не обязаны получать подтверждение ЕГАИС о легальном происхождении алкоголя сельскохозяйственные производители вин и шампанского, производящие их из собственного винограда. Кроме того, не подключаться к ЕГАИС вправе торговые точки, расположенные в сельской местности, с населением менее 3 тысяч человек и там, где отсутствует сеть Интернет. Перечень таких населённых пунктов утверждает Правительство РФ, узнать о включении сельского поселения в этот список можно в местной администрации.

Ответственность за нарушение порядка учёта алкоголя

ЕГАИС разработана так, чтобы поставка алкоголя и пива, минуя государственный контроль, была невозможна в принципе. Легальный поставщик или производитель просто не сможет отгрузить продукцию, если покупатель не будет идентифицирован в системе под уникальным номером (ID).

Но если речь идет о поставке контрафактной продукции и её дальнейшей реализации вне рамок ЕГАИС, то предусмотрена следующая ответственность:

  1. Штраф по статье 14.19 КоАП РФ: от 10 до 15 тысяч рублей для ИП и руководителей организаций и от 150 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. Аннулирование лицензии на производство и оборот алкоголя, если она была выдана (статья 20 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
  3. Изъятие продукции, находящейся в незаконном обороте (статья 25 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Что необходимо для подключения к ЕГАИС и сколько это стоит

ЕГАИС – это единая федеральная информационная база, для подключения и работы с ней придется понести определённые затраты. Для удобства мы собрали информацию в таблицу, указав примерные цены.

Обязательные приобретения для ЕГАИС

Стоимость

Компьютер (оперативка от 2 Гб, диск не менее 50 Гб)

от 25 000 рублей

Доступ в интернет со скоростью от 256 кбит/с и выше

от 300 рублей в месяц

Фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов

от 18 000 рублей

Крипто-ключ для записи КЭП

Сертификат квалифицированной электронной подписи

2D-сканер для считывания штрих-кода

Универсальный транспортный модуль ЕГАИС

Программа для учёта, совместимая с ЕГАИС

(*) Транспортный модуль ЕГАИС скачать можно на сайте Росалкогольрегулирования

На рынке кассовой техники предлагают готовые комплекты оборудования для ЕГАИС, что обойдется дешевле – от 30 000 рублей. Для торговли пивом, а также алкоголем в общепите не требуется подтверждения факта продажи, поэтому стоимость подключения к системе будет ещё ниже.

Обратите внимание: для организаций, имеющих обособленные подразделения, на каждую точку продаж надо приобрести свой отдельный комплект технических средств. Подключение к ЕГАИС для ИП, независимо от количества торговых точек, потребует только один комплект.

Подключение к ЕГАИС на официальном сайте

Подключение к ЕГАИС на официальном сайте Росалкогольрегулирования происходит через личный кабинет пользователя. Для разных участников алкогольного рынка (розничных и оптовых продавцов, производителей, общепита) предусмотрены отдельные инструкции, поэтому выбирайте свою категорию.

Подключение к ЕГАИС на официальном сайте

Но перед тем, как зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования и подключиться к ЕГАИС, надо получить аппаратный крипто-ключ и записать на него сертификат квалифицированной электронной подписи. Выдает их государственная организация ФГУП «ЦентрИнформ», имеющая сеть отделений по всем регионам РФ.

Читайте также:  Коньяк Хеннесси Ричард: история, обзор видов, как отличить подделку

Получение электронной подписи для ЕГАИС

На сайте хорошо расписан порядок получения электронной подписи, поэтому выбирайте свой регион и ближайший к вам офис. Получать сертификат надо будет лично, предварительно оплатив счёт и подготовив необходимые документы:

  • заявление в удостоверяющий Центр и согласие на обработку персональных данных (автоматически формируются в личном кабинете);
  • свидетельство о постановке на учёт в ИФНС;
  • свидетельство о госрегистрации ИП или ООО;
  • паспорт и СНИЛС владельца электронной подписи (руководителя или ИП;
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя (протокол, решение, приказ о назначении).

Кроме того, потребуются специальные носители для записи ключа электронной подписи (JaCarta SE или Рутокен ЭЦП 2.0). Носители можно приобрести в самом офисе, заказав заранее через личный кабинет и оплатив их стоимость.

Как настроить ЕГАИС? После того, как вы получили сертификат квалифицированной электронной подписи, переходите на страницу видео-инструкций для настройки ЕГАИС на сайте Росалкогольрегулирования. Инструкции разные для Рутокен и JaCarta, просто следуйте им, и вы сможете самостоятельно подключится к системе.

ЕГАИС 2021

1. Сертификат квалифицированной электронной подписи ГОСТ (КЭП) для ЕГАИС и носитель JaCarta. Комплект JaCarta и КЭП с сертификатом по цене 5000 рублей. Cрок действия сертификата электронной подписи – 12 месяцев; после этого подпись недействительна, и сертификат необходимо продлевать:

2. Для получения ключа КЭП+ JaCarta SE необходимо собрать пакет нотариально заверенных документов от ИП или ООО и предоставить их в сертифицированный центр. Услуга по представлению ваших интересов в аккредитованном удостоверяющем центре2000 рублей.

3. УТМ АТОЛ HUB19 для передачи данных в ЕГАИС – 12900 рублей. К данному устройству подключаем планшет или ваш телефон (необходим экран, на который будет выводиться информация) и устанавливаем специальное приложение для синхронизации данных и обмена информации с ЕГАИС.

4. Установка необходимого оборудования и обучение2000 рублей.

Если вам необходимо подключиться к ЕГАИС не только для приемки алкоголя, но и для его продажи, к имеющемуся оборудованию необходимо докупить:

1. Сканер с функцией считывания 2-D кодов.

2. Фискальный регистратор, обладающий функцией печати двумерных QR-кодов на чеках

Что такое ЕГАИС

ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система. Она предназначена для контроля над производством и реализацией спиртных напитков.

Основные цели, которые преследует введение ЕГАИС:
  • Подробный учет производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с возможностью определения производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема и начисления налога-акциза;
  • Учет импортной спиртосодержащей продукции с возможностью определения страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования, крепости, объема и начисления акциза;
  • Затруднение реализации контрафактной продукции на территории страны;
  • Пополнение государственного бюджета.

Когда будет введена ЕГАИС

Окончательное решение о введении ЕГАИС было принято 29.06.2015 законом 182 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который внес значительные изменения в 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Внесенные изменения относятся к деятельности всех розничных организаций, которые продают алкогольные напитки.

Введение ЕГАИС пройдет в несколько этапов:

  1. С 01.01.2016 г.вводитсяЕГАИС закупкипива и других алкогольной продукции абсолютно для всех производителей и продавцов розничной торговли, включая общепит. На территории Крыма и Севастополя данное нововведение будет действовать с 01.01.2017 для городских поселений и с 01.01.2018 для сельских поселений.
  2. С 01.07.2016 ЕГАИС вводитсяв части фиксации продаж алкогольной продукции в городских поселениях. С 01.07.2017 г. в сельских поселениях с населением менее 3000 также будет введена ЕГАИС на продажи, несмотря на текущее отсутствие сети Интернет.
Освобождаются от введения ЕГАИС в части фиксации продаж:
  • Точки общественного питания;
  • Индивидуальные предприниматели и организации, продающие только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху;
  • Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объемом не более 300 тысяч декалитров в год;
  • Производители вина и шампанского, использующие в качестве материала собственный виноград.

Что нужно сделать рознице для подключения к ЕГАИС к 01.01.2016?

1. Установить и настроить все необходимое оборудование и программное обеспечение для передачи данных в ЕГАИС:

Наличие ПК
Электронная подпись для защищенной связи с ЕГАИС (необходимо приобрести за отдельную плату)
Защищенный носитель (аппаратный криптокключ) JaCarta для ЕГАИС (приобретается за отдельную плату)
УТМ (универсальный транспортный модуль)
Товароучетная программа, совместимая с ЕГАИС

1. Подключение к Интернету со скоростью не ниже 256 кб/сек

2.Windows 7 как рекомендуемая (на офиц. сайте есть информация о возможности использования Windows 10 и Windows XP SP3);

3. Процессор 32 с частотой 1,9 ГГц и выше;

4.Оперативная память 2 ГБ и выше;

5. Жесткий диск 50 ГБ;

6.Поддержка Java8 и выше.

1. Содержит ключ для ЕГАИС, ЭЦП для ЕГАИС), выдается вместе с сертификатом действия;

2. Приобретается на 12 месяцев в аккредитованном удостоверяющем центре

3. Для ИП достаточно одной подписи на все филиалы;

1. На него записывается Электронная подпись;

2. Нужен отдельный для каждого подразделения с КПП.

2. Специальный программный модуль для работы с ЕГАИС, который можно подключить к ПК, POS-системе, мобильному устройству с Android, полностью снабженный всем программным обеспечением для передачи и получения данных в ЕГАИС.

1. Программа отображает данные, пересылаемые УТМ;

Можно приобрести, скачать в интернете, обратиться к поставщику товароучетной программы за дополнениями для работы в ЕГАИС.

Сущность процесса передачи данных по ЕГАИС закупке (с 01.01. 2016).

Производители и импортеры алкогольной продукции маркируют каждую единицу товара. Производитель обязан наклеить на товар федеральную специальную марку, а импортер – акцизную марку. В обязательном двумерном штрих-коде на товаре хранится следующая информация:

  • наименование алкогольной продукции;
  • информация о производителе;
  • лицензия;
  • дата розлива напитка и другие обязательные характеристики.

При приемке алкоголя сотрудник обязан в соответствии с с полученной от ЕГАИС информацией принять товар, отклонить его или оформить акт расхождений. При продаже алкоголя происходит фактически то же самое, система дает одобрение на продажу, формируется уникальный QR-код и товар отпускается покупателю.

Сам процесс с участием всего необходимого технического оборудования происходит по следующему сценарию:

Последовательность ваших действий для подключения к системе ЕГАИС:
  • Приобрести все необходимое оборудование, описанное выше (Электронная подпись и JaCarta);
  • Зарегистрироваться на портале ЕГАИС service.egais.ru, внести контрагентов и адреса торговых точек;
  • Получить транспортные ключи RSA KPI на каждую торговую точку в личном кабинете ЕГАИС;
  • Установить УТМ на каждой торговой точке;
  • Установить программу для ЕГАИС на каждой торговой точке.

К сожалению, к ЕГАИС нужно присоединяться. Это обязательная практика. Статьей 1.19 КоАп РФ предусмотрены немаленькие штрафы за отказ в подключении к ЕГАИС или ведение деятельности без участия ЕГАИС:

  • Для юр. лиц – 150 000 – 200 000 руб.;
  • Для ИП – 10 000-15 000 руб.

ЕГАИС в области регистрации продаж с 1 июля 2016 г.

С 01.07.2016 г. ЕГАИС будет введена в части регистрации продаж. Это означает, что каждый факт продажи спиртного напитка должен быть зафиксирован в системе ЕГАИС. Это расширит спектр оборудования, которое необходимо использовать на розничных точках торговли, а также внесет свою специфику в подбор и эксплуатацию торгового оборудования.

К тому, что уже будет установлено к моменту нововведения, для правильной организации продажи необходимо будет добавить:

  1. Сканер штрих-кодов, который считывает двумерные коды акцизной марки PDF-417.
  2. Фискальный регистратор, обладающий функцией печати двумерных QR-кодов.

Соответственно, именно посредством сканера будет вводиться в товароучетную программу ЕГАИС вся нужная информация о проданном товаре, а фискальный регистратор будет отдельно печатать чек с QR-кодом, по которому, как утверждается, клиент сможет впоследствии проверить соответствие товара стандартам, его подлинность и качество:

Опишем весь процесс продажи алкогольной продукции через систему ЕГАИС, чтобы понять, как это работает:

Дополнительная информация по ЕГАИС.

Когда планируются проверки и наложение штрафов за отсутствие ЕГАИС?

Проверки могут начаться в начале нового 2016 года, тем не менее, по слухам наложение штрафов будет реализовываться с 1 апреля 2016 года.

Как быть с остатками алкогольной продукции, имеющимися на складе к моменту введения ЕГАИС?

Фиксировать в ЕГАИС данную продукцию не нужно.

Что подразумевается под журналом учета реализации алкогольной продукции в общепите?

В данном журнале будет фиксироваться каждая цельная емкость алкоголя. Если имеем дело с продажей на розлив, то фиксироваться она будет при вскрытии как проданная (касается и больших транспортных емкостей). В журнале не фиксируются ни списание, ни кража, ни недостачи. Только продажи. Этот журнал не сдается, но при проверке могут потребовать распечатанный вариант за 5 последних лет, так что настоятельно рекомендуется хранить журнал в электронной версии.

Периодически общепиты получают от поставщиков бонусную алкогольную продукцию. Как оформлять по ЕГАИС?

Оформляется обязательно при указании поставщиком нулевой стоимости.

Как поступать, если у поставщика нет ЕГАИС?

Приобретать нельзя, т.к. продукция считается контрафактной.

Каков срок подтверждения поставки по ЕГАИС?

Сразу после получения и проверки товара. Установлен срок в 1 сутки.

Как поступать, если продукция перемещается между точками одной организации?

Это возможно при наличии лицензии на оптовую торговлю алкоголем, на каждую точку – по накладной.

В каком помещении должен находиться компьютер с установленным для ЕГАИС ПО?

Непосредственно в месте приема продукции.

Совместимость ЕГАИС с остальным ПО на компьютере?

По данным ФСРАР не рекомендуется устанавливать иные программы на тот же компьютер, где стоит ЕГАИС. Это говорит о нестабильности и капризности ЕГАИС.

Мы надеемся, что Вам пригодится полученная информация и поможет Вам в отважной борьбе за сохранение своего бизнеса в новой системе)

Цели и задачи системы ЕГАИС в Российской Федерации

от 31 декабря 2020 года N 2466

О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

(с изменениями на 16 августа 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 1343 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2021, N 0001202108190020).

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что государственным заказчиком эксплуатации и модернизации единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ее оператором является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2026 г. включительно.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 года N 2466

Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции

(с изменениями на 16 августа 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – единая информационная система), а также порядок учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

2. Единая информационная система является федеральной государственной информационной системой.

Обладателем информации, содержащейся в единой информационной системе, является Российская Федерация.

От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в единой информационной системе, осуществляются оператором единой информационной системы, которым является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Единая информационная система взаимодействует с иными информационными системами посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В целях предотвращения утраты информации, содержащейся в единой информационной системе, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка организует резервное копирование сведений, содержащихся в указанной системе, и их хранение, исключающее утрату.

Сведения, срок хранения которых не превышает 5 лет, должны храниться в оперативном режиме хранения, обеспечивающем быстрый доступ к исходным данным. Сведения, срок хранения которых превышает 5 лет, подлежат агрегации и переводу в архивный режим хранения.

3. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка организует работы по приобретению, доработке, ремонту, замене и сопровождению основных программных средств единой информационной системы, располагающихся в центре обработки данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, а также резервных программно-аппаратных средств единой информационной системы, располагающихся в организации, которая осуществляет изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок (далее соответственно – организация-изготовитель, марки).

Читайте также:  Как замораживать хлеб придумали британские учёные в 20 веке

4. Участниками единой информационной системы являются:

осуществлять учет объема производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

осуществлять декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции;

представлять уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее – уведомление о начале оборота);

оснащать транспортные средства, используемые для перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, оборудованием для учета объема перевозок такой продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, за исключением организаций-перевозчиков, осуществляющих перевозки указанной продукции в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

К участникам единой информационной системы, указанным в настоящем подпункте, относятся:

организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее – организации);

сельскохозяйственные товаропроизводители (организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом “О развитии сельского хозяйства”, осуществляющие производство, хранение и поставки виноградного сусла, а также оборот (за исключением хранения) вина, игристого вина, произведенных из собственного винограда (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители);

индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, или использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) для изготовления спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее – индивидуальные предприниматели);

2) федеральные органы исполнительной власти;

4) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка передает организации-изготовителю идентификатор единой информационной системы, определенный в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” и включаемый в двухмерный штриховой код, наносимый на марку (далее – идентификатор единой информационной системы).

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации направляет сведения из федерального реестра виноградных насаждений и урожайных деклараций для включения в единую информационную систему в автоматизированном режиме.

Дополнительные условия межведомственного информационного электронного взаимодействия, в том числе особенности и периодичность направления корректирующих (уточняющих) сведений из федерального реестра виноградных насаждений, регулируются соглашением, заключаемым Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

II. Порядок ведения и функционирования единой информационной системы

7. Ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя:

1) подключение участников единой информационной системы, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, к единой информационной системе;

2) фиксацию информации в единой информационной системе (отказ в фиксации информации в единой информационной системе);

3) внесение уточнения в информацию, содержащуюся в единой информационной системе, в случае, если у организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или индивидуального предпринимателя отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки о фиксации с уточненными данными (отказ от внесения уточнения в информацию, содержащуюся в единой информационной системе);

4) предоставление информации, содержащейся в единой информационной системе (отказ в предоставлении информации, содержащейся в единой информационной системе).

8. Единая информационная система содержит следующую информацию:

1) наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика – для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет (в том числе по месту нахождения обособленных подразделений (при их наличии);

2) реквизиты лицензии (указываются серия, номер, регистрационный номер, вид деятельности, дата выдачи и дата окончания срока действия лицензии), на основании которой осуществляется производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, если такая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”;

5) объем потребительской тары (упаковки), в которую разлита произведенная, закупаемая, используемая для собственных нужд, поставляемая, хранимая спиртосодержащая и алкогольная продукция каждого вида и наименования;

6) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика – для индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

7) наименование, местонахождение производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8) страна производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

9) серийный номер, номер точки контроля (порядковый номер места оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее – средства измерения), указанный на схеме оснащения основного технологического оборудования для производства указанной продукции средствами измерения), наименование средства измерения;

10) температура этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, учитываемой средствами измерения;

11) концентрация (содержание) безводного (100-процентного) спирта в продукции каждого вида и наименования (в процентах к объему продукции);

12) объем (в декалитрах) произведенных, закупаемых, используемых для собственных нужд, поставляемых, хранимых, перевозимых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования;

13) информация о сырье, использованном для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования (вид, единицы измерения, объем (количество), содержание безводного (100-процентного) спирта);

14) количество (в штуках) произведенных, закупаемых, используемых для собственных нужд, поставляемых, хранимых, перевозимых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, разлитых в потребительскую тару (упаковку), в том числе с указанием информации, предусмотренной подпунктом 23 настоящего пункта;

15) сведения о технологических операциях, учтенных средствами измерений (промывка, калибровка средств измерения, технологический прогон, остановка (выключение) средств измерения);

16) дата производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, дата розлива алкогольной продукции;

17) сведения об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанные в подпунктах 3-5 настоящего пункта, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, международной транспортной накладной;

18) сведения, содержащиеся в извещении об уплате авансового платежа акциза или извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта;

19) номера, даты и время представления заявок о фиксации в единой информационной системе информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее – заявка о фиксации);

20) номера, даты и время подтверждений фиксации в единой информационной системе информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее – подтверждение фиксации);

21) номера, даты и время получения уведомлений об отказе в фиксации в единой информационной системе информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее – уведомление об отказе в фиксации);

22) сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека);

ЕГАИС: что это такое, для чего нужно и как работает система

Бобков Олег

В качестве мер борьбы с контрафактной алкогольной продукции, а также для организации глобального контроля над всем производством и оборотом алкоголя было создано специализированное приложение, использование которого для продавцов стало строго обязательным. В этом обзоре мы разберем систему ЕГАИС, расскажем, что это такое, и опишем работу с приложением и установку данного ПО. А также заострим вниманием на законодательных аспектах, которые регулируют это новшество в нашей стране. Кроме того, законом строго определены строки введения, которыми не стоит пренебрегать, чтобы не лишиться лицензии на продажу.

Общие понятия

Необходимо сказать, что буквально два года назад контрафактная спиртосодержащая продукция составляла более 30% объемов всего рынка. Каждая третья бутылка была фактически нелегальной. Напиток был произведен с нарушениями установленных норм, мог нанести ощутимый ущерб здоровью и угрожать жизни потребителя. Мало того, что эта ситуация причинила вред экономике, так еще и массово истребляла граждан страны. Новое приложение в качестве основной миссии предусматривает борьбу с такой продукцией, но имеет и множество иных задач, решаемых в ходе эксплуатации.

Расшифровка и перевод аббревиатуры ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система. Она действует для любого производителя и розничного продавца на территории страны. Если вы распространяете алкоголь, пусть даже это будет только пиво или иные напитки с низким содержанием спирта, то вы обязаны ее использовать для учета. А подключение требует наличие кассового аппарата, что дополнительная сложность.

Этапы

Первый шаг — производство продукции и нанесение специальной маркировочной отметки на бутылку. На акцизе в зашифрованном виде будет содержаться вся информация о качестве, времени произведения и регионе производителя.

Далее, подключенная программа с помощью обычного штрихкода сама считает полученную информацию. Естественно, провести сканером придется вручную над абсолютно каждой единицей продукции, чтобы отправить данные. Последний этап — анализ, который проводится уже в центральной базе. Программа лишь передаст всю информацию, которая будет использована на официальном сайте ЕГАИС.

егаис что это

Функции

Таким образом, учитывая, что приложение собирает информацию о каждой произведенной алкогольной единице, фиксирует качество, условия, количество поступлений и продаж, объем сведений получается весьма крупный. С его помощью приложение выполняет сразу несколько функций:

  • Ведет учет по количеству произведенных и реализованных товаров, причем с фиксированием региона, качества продукта, крепости и цены.
  • Фиксирует и анализирует количество проданной и поступившей продукции, обрабатывает ценовые позиции, общую долю импортных товаров и отечественных, рассматривает эффективность конкретных импортеров.
  • Выявляет соотношение акцизных марок и федеральных.
  • На основе полученных данных проводит анализ по динамике общего роста рынка, наличия регресса или стагнации, предпочтениям потребительской базы, текущим рыночным тенденциям.
  • Борется с контрафактной продукцией.

Сроки подключения

Единый период введения исходя из норм закона — это 1 января 2016 года. Но есть и нюансы, которые касаются продавцов продукции с низким содержанием спирта. Крайним сроком исходя из всех возможных отсрочек (в основном благодаря 278-ФЗ) является 1 января 2018 года. Но, учитывая тот факт, что все эти периоды уже остались позади, для текущих продавцов подключение программы должно совпадать со стартом деятельности. Поступление продукции без фиксации в единой базе признается незаконным.

Законодательство

Что касается розницы, основной нормой, регулирующей весь процесс, является 182-ФЗ, который фактически вносит изменения в закон о государственном регулировании спиртосодержащей продукции. Именно этот федеральная норма и обязывает применять единую систему учета на всех этапах от получения поставки до сбыта в руки целевому клиенту. Также стоит обратить внимание на 171-ФЗ. Это норма касается применения онлайн кассовых аппаратов, которые не только служат для учета и фиксации исполнения условий публичной оферты и подтверждению сделки розничного типа, но и ведут учет всего оборота товаров.

егаис это

Как работает система

Основа ее работы лежит через объединение всех точек сбыта в единый архив данных. При поставке, следует этап фиксации сведений, при продаже, опять же этот момент. Получается, что все манипуляции с алкоголем будут учитываться и обрабатываться. Самому продавцу для этого делать ничего не придется. Все полностью автоматизировано. Вести отчетность, составлять документы и передавать их в компетентные органы — не нужно. Необходимо лишь подключить приложение, а дальше спокойно работать в своем ключе.

Конечно, это весьма удобно. Но стоит помнить, что реализация продукции в обход кассового аппарата строго запрещена, и любая проверка, выявившая фактическое несоответствие, может привести не только к серьезным санкциям, но и к уголовной ответственности.

Ссылка на основную публикацию