История рома — вспомним, как всё начиналось

История рома от напитка рабов и пиратов до элитного алкоголя

Сладкий и крепкий, как поцелуй любимой женщины, ром прочно ассоциируется с пиратами и моряками. Между тем этот напиток популярен не только среди просоленных капитанов и их матросов: его добавляют в гламурные коктейли, пьют в медицинских целях, разбавляют горячей водой со специями и подают в виде грога к ужину.

Ром – это тростниковая водка, продукт сбраживания и перегонки сладкой патоки, получаемой при переработке сахарного тростника. Единого рецепта создания рома нет: технология сильно зависит от региона. Где-то «кровь Нельсона» годами выдерживают в дубовых бочках из-под бурбона и хереса, на других винокурнях напиток сразу разливают по бутылкам, а третьи производства купажируют (смешивают) светлый и темный ром, добиваясь оригинального и мягкого вкуса.

Неизменно одно: настоящим ромом может считаться только спиртное из сахарного тростника, и никакие аналоги из другого сырья не могут носить это название.

Официальная история напитка ром начинается с середины XVII века – именно тогда название «rum» впервые встречается в документах и литературе (например, в книге христианского проповедника Тертра, посвященной истории Антильских островов).

Из остатков сахарного тростника после переработки делают ром

Появление. Доподлинно известно, что будущий «король морей» родился в Карибском бассейне, считается – что на острове Барбадос, поэтому другое популярное название рома – «барбадосская вода». Жаркий и влажный климат Южной Америки создает идеальные условия для роста сахарного тростника, поэтому в то время как в Европе оттачивали искусство виноделия, на Кубе, Венесуэле, Ямайке, Панаме и других островах успешно учились добывать алкоголь из тростникового сиропа.

Исторические данные показывают, что ром (или, по крайней мере, родственные ему напитки) был известен еще в Древней Индии. Китае, на территории современного Ирана, в Малайзии, однако промышленное производство тростниковой водки началось только в 1664 году в Новой Англии (регион на северо-востоке США), когда она еще не успела отделиться от старушки-метрополии.

Происхождения термина rum ром точно не установлено, однако есть несколько версий той или иной степени достоверности.

Особенности создания пиратского напитка: как делают ром

Среди множества сортов алкоголя существуют напитки, вкус которых пронизан вековой историей. Пригубив такой алкоголь, ощущаешь его мощь и древность. Одним из таких величественных угощений считается ром — выпивка длиною в вечность. Считалось, что это выпивка пиратов, но как показывает практика, ром стал известен по всему миру.

И пили ли они его вообще.

Настоящий ром может быть только на Карибских островах

С коммерческой точки зрения острова Карибского бассейна действительно можно считать местом рождения напитка, откуда он распространился по всему миру. Но ром – это не географическое наименование, а тип напитка. Поэтому при наличии нужных ингредиентов его можно изготовить в любой стране.

Мифы нередко идут бок о бок с историей, переплетая правду и вымысел. В случае с ромом их сложно разделить еще и потому, что производители активно поддерживают романтические представления о напитке и скромно умалчивают о «темных страницах» из его прошлого.

Ром «Капитан Морган» – пример того, как мифы работают на популяризацию продукта

Ром Капитан Морган пример того, как мифы работают на популяризацию продукта.

Основные вехи современности

1990 – Возвращение на «Стадио Олимпико»

1991 – Победа в Кубке Италии

1991 – «Рома» вышла в финал Кубка УЕФА

1993 – Президентом «Ромы» стал Франко Сенси

1993- 28 марта Франческо Тотти дебютировал в составе «Ромы»

1999 – «Рому» возглавил Фабио Капелло

2001 – Победа в чемпионате Италии

2002 – Второе место в чемпионате Италии

2003 – Серебро Кубка Италии

2004 – Второе место в чемпионате Италии

2004 – Фабио Капелло покинул пост наставника «Ромы»

2004 – За один сезон римляне сменили троих тренеров: Чезаре Пранделли, Руди Феллер, Луиджи Дель Ньери.

2005 – «Рому» принял временный тренер Бруно Конти

2005 – «Рому» возглавил Лучано Спаллетти

2005 – Серебро Кубка Италии

2006 – Серебро Кубка Италии

2006 – Установлен рекорд клуба: 11 побед подряд в Серии А. Это второй результат за всю историю чемпионата Италии.

2007 – Победа в Кубке Италии

2007 – Победа в Суперкубке Италии

2008 – Второе место в чемпионате Италии

2008 – Скончался президент «Ромы» Франко Сенси

2008 – Президентом «Ромы» стала дочь Франко Розелла Сенси

2009 – «Рому» возглавил Клаудио Раньери

Обладатель Кубка Италии 9 1964, 1969, 1970, 1981, 1984, 1986, 1991, 2007, 2008.

История рома

Какого бы цвета, аромата ни был ром, все его сорта объединяет то, из чего он состоит — а это тростниковый сахар. Издревле дистилляты из сока тростника готовились там, где этого растения было больше всего.

Родиной технологии перегонки браги в спирт считается Древний Китай и Индия, однако история рома началась в Карибском бассейне. Именно на этой территории африканские рабы, завезённые торговцами, выращивали и перерабатывали сахарный тростник. Побочным продуктом процесса была патока, которой оставалось настолько много, что необходимо было придумать, как пустить ее в дело. И люди стали перегонять её в алкоголь.

Причём же здесь пираты? Многочисленные книги и кинофильмы давно рассказали нам о разбойниках Карибского моря, не расстающихся с любимой бутылкой крепкого напитка. Дело в том, что пресная вода во время длительных морских путешествий быстро протухала, и пить её было невозможно. Поэтому моряки придумали возить с собой спиртосодержащий напиток, самым дешевым из которых оказался именно ром. Изначально он был очень низкого качества, поэтому ему нужно было пройти долгий путь, чтобы стать предпочтением элиты в наше время.

Финальным этапом изготовления является разбавление чистого спирта 98 водой.

7. Грог придумали для борьбы с алкоголизмом

Хотя ром помогал хранить воду, продуктивность моряков он не повышал. Тогда адмирал Эдвард Вернон заменил чистый ром на разбавленный водой и лимонным соком. Так в 1740 году появился первый коктейль на роме — грог. Моряки назвали его так в честь фирменной одежды адмирала: плаща «грогрэм».

30 мл сахарного сиропа,.

История рома

Первооткрыватель рома неизвестен, первые сведения о нем содержатся в книге миссионера Тертра «Общая история Антильских островов, обжитых французами», которую он написал в 1657 году, вернувшись во Францию из путешествия по островам Карибского бассейна. В книге он очень удивлялся, как местные жители могут постоянно употреблять такой крепкий напиток.

Другой миссионер, отец Лаба, о роме писал следующее: «Живая вода, которую извлекают из сахарного тростника, называется гуильдив; дикари и негры зовут ее тафия; она очень крепкая и имеет неприятный запах».

В отличие от миссионеров, морякам ром пришелся по вкусу: он не только веселил и поднимал боевой дух, но и согревал. Моряки и пираты говорили про ром, что он «не может испортить печень, потому что сразу вышибает мозги». Кроме того, ром, в отличие от вина, пива и эля, не портился. Он был введен в ежедневный рацион британских моряков как профилактическое средство от цинги и прочих недугов, и эта традиция сохранялась на флоте Ее Величества вплоть до 1970 года. Каждый член экипажа имел право на полпинты 80%-го рома (около 240 грамм). Естественно, что с непривычки или с голода от такого количества можно было быстро захмелеть.

Считается, что само название “ром” впервые появилось в английской колонии, на острове Барбадос, приблизительно в 1600 году. По разным версиям, оно является либо окончанием слова “saccarum” – так римляне называли сахарный тростник, – либо происходит от слова “rumballion”, означавшего драку, потасовку, которая часто происходила между перепившими этого чудодейственного напитка.

Как бы там ни было, но англичане первые применили название «ром», а французы дополнили его одной «h» — rhum. Кстати уже упоминавшийся отец Лаба за 10 лет, проведенных им в Вест Индии, выписал из Шаранта (Франция) перегонные аппараты. Такие перегонные аппараты функционировали вплоть до изобретения дистилляционной колонны непрерывного действия.

В России ром тоже оценили. Даже в романе Н. В. Гоголя «Мертвые души» помещик и страстный собаковод Ноздрев, помните, «захлебнув куражу в двух чашках чаю, не без рома, конечно» вдрызг разругался с Чичиковым и дальше вел себя совсем уж предосудительно.

Сегодня основные страны-производители рома — Большие Антильские острова (Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико), Малые Антильские острова (Мартиника, Гваделупа, Тринидад, Барбадос), Доминиканская Республика, Южная Америка (Гвиана, Бразилия и Венесуэла), а также США, Мексика, Филиппины, Мадагаскар и Реюньон, а самыми изысканными считаются ромы французских заморских департаментов, например, Мартиники.

Кстати уже упоминавшийся отец Лаба за 10 лет, проведенных им в Вест Индии, выписал из Шаранта Франция перегонные аппараты.

Что такое ром, История рома

Ром — это в основном 45% — й алкоголь (может варьироваться от 35 до 75%), который производят во всех странах, где растут плантации сахарного тростника, потому что делают его именно из сока этого растения. Тростниковый сок сбраживают и перегоняют, получая так называемый ромовый спирт. Его разводят, подслащают, красят с помощью жженого сахара и выдерживают в бочках из дуба не меньше четырех лет (однако бывают и исключения). Особенно популярен ром, сделанный на Ямайке.

Цвет рома может быть как светлым (белый), так и темным, а еще золотым.

Светлый (белый, серебряный) чаще всего используют для приготовления коктейлей. Он прозрачный и легкий. Его отличает то, что этот алкоголь практически не выдерживают. Букет этого напитка — сплошная интрига: он может обладать нотами ванили и миндаля, фруктов или мяты. Вкус крайне деликатный — от засахаренных фруктов до сладких ноток кокоса и тростника.

Золотой (янтарный)— используют как составную часть коктейлей и десертов. Его не фильтруют, а цвет благородного металла в напитке появляется за счет добавления в него карамели. Аромат «золотых» сортов рома весьма легок и тонок с «многослойными» нотками, в которых можно различить специи, марципан, кокос, мед и имбирь. В некоторых брендах можно ощутить отчетливый аромат корицы или розмарина. Вкус рома так же не из простых. В нем могут чувствоваться цитрусовые или экзотические фрукты, либо анис с легкой перчинкой. Послевкусие крайне нежное. Выдерживается два года.

Темный (черный) — идеален для приготовления кулинарных изысков. Его выдерживают около трех лет. Такой ром благоухает медом, ирисками и дубом, а во вкусе чувствуется карамель, мед, пряности и шоколад.

Однако вне зависимости от цветовой гаммы самым шикарным считается выдержанный (класса премиум) ром — алкоголь элиты, не уступающий по благородству даже коньяку и виски. Он обладает всем цветовым спектром янтаря, роскошным ароматом и мягким вкусом. Его пьют не разводя ни чем, чтобы не уничтожить тона сухофруктов и специй, не заглушить древесные оттенки его привкуса. Однако вкус такого рома может быть и иным, например, фруктово — шоколадным, но послевкусие после него все равно нежное и элегантное. Выдержка такого напитка чаще всего составляет от пяти до двенадцати лет.

К любому из сортов превосходно подойдет кубинская или гавайская сигара, но особый шарм она приобретет на фоне темного или выдержанного рома.

В начале 19 века этот алкоголь стал причиной австралийского ромового бунта.

Несколько историй о Роме Англичанине

На годовщину смерти Ромы Англичанина мы попросили его близких друзей вспомнить истории, которые, по их мнению, лучше всего описывают музыканта. Без трэша, соплей и излишней меланхолии. Просто вспоминаем хорошего парня.

«Ровно год назад не стало хорошего парня – Ромы Сащеко. Он любил свой синтезатор, хурму и кататься на велосипеде. Давайте же вспомним о нем что-то хорошее». Хотелось бы начать этот материал как-то так, чтобы все упростить. Но в случае с Англичанином это вообще мимо. По заверениям друзей, Рома был самым сложным из всех хороших парней, что они знали. Так что попытка описать его парой предложений, наверное, его бы даже оскорбила. Если рай существует (в который, кстати, сам Роман не верил), Англичанин совершенно точно сейчас показывал бы мне фак, свесив ноги с облачка, мол, обломись, чувак, ты даже не близко.

Уморительно смешной меланхолик, самый прямой и честный лгун на свете, обаятельный и привлекательный подонок – вообще любая попытка как-то описать Романа натыкается на противоречие. Для каждого Рома был свой, и он умело крутил своими амплуа, в зависимости от человека напротив. Грустный парень с фоточек фанаток «ЛСП», которыми сегодня забита твоя лента, – это тоже всего лишь одно из множества его альтер эго. Настоящего Рому знали только его близкие друзья. Сегодня мы попросили их вспомнить, каким же для них был Роман Николаевич. Без лишних соплей, которых он терпеть не мог. Просто несколько историй, которые помогут нам хоть немного понять, каким на самом деле был этот парень.

Мария Орлова (подруга детства)

Рома – первооткрыватель. Он всегда первым скачивал новые альбомы популярных в то время групп и прививал мне свой, как мне кажется, неплохой музыкальный вкус. Помню, когда вышла песня «Мессалина» у группы Jane Air, мы шли по Ленинской и слушали на репите в наушниках: один наушник у него, другой у меня. У Ромы была странная привычка слушать одну и ту же песню нон-стоп.

У него были интересные музыкальные предпочтения. Он обожал металкор Underoath и в то же время давал мне заценить новую песню «Виа Гра» «Поцелуи», которую мы прослушали тысячу раз, пока ехали в Минск. Он за пять минут уломал мою маму, с которой только познакомился, чтобы она пустила меня с ним, и мама почему-то долго не думала и дала добро. Он умел очаровывать.

Рома был моим личным психотерапевтом, который вправлял мозги на место в кратчайшие сроки. Он мог слушать часами о любовных страданиях и прочей ерунде и отвечал всегда только одно: «Забей, малая». И это было как раз именно то, что я хотела слышать.

У нас было коронное блюдо: жареная спаржевая фасоль со сметаной и салат из пекинской капусты и лука с обязательной приправой «Магги» – она делала все. Рома забавно ел с прищуром и громко отпивал из кружки кофе с молоком.

Мои первые (и единственные) три татуировки сделал Рома. Забавно, что у нас даже эскизов не было. То есть картинка в реальном времени: здесь и сейчас. Возможно, в этом есть своя уникальность.

О дружбе с ним могу говорить вечно, историй столько, что можно написать книгу «Жизнь прожита не зря».

Рома Жигарев (Akute)

С Романом мы были знакомы давно. Настолько давно, что, например, именно его рисунок был на обложке «Humanoid?» – первого альбома группы «Глюкі» (предыдущая группа «акутевцев» – 34mag). Причем этот рисунок совершенно случайно мне попался на глаза, хотя всем тогда было известно, что Роман неплохо рисовал и занимался всякими татуировками. Так вот, с тех самых незапамятных «доакутовских» времен мы и были знакомы. Конечно, за это время случилось миллион приключений и приколов.

Читайте также:  Пиво повышает или понижает давление: почему это происходит

Могу припомнить такую штуку: однажды мы выбрались за город в гости к одной знакомой. Всю ночь тусовались в лесу – это, конечно, был дичайший угар. Помню, как поздней-поздней ночью у нас закончились все запасы воды. И мы с Ромой, как шпионы, решили прокрасться в пионерский лагерь неподалеку. Перелезли через забор, ныкались от сторожа, чтобы он нас не засек, пока мы набирали воду. Такая история.

Мне всегда нравилось, что он делал в группе Mauzer, и, конечно же, нравилось, что он делал в своем проекте GreenChe с Катешом и Женей Торч. Я даже пытался каким-то образом способствовать их продвижению. Например, под Могилевом однажды был фестиваль, на котором выступала группа «Последние Танки в Париже». Надо сказать, что на тот момент это был пик популярности «ПТВП», и, конечно же, Роме очень хотелось познакомиться с Алексеем Никоновым. В итоге, немного подстроив результаты голосования для молодых групп, получилось пропихнуть GreenChe на этот самый фестиваль, где они классно выступили, познакомились с Лехой и погнали в Петербург. Там ребята выступили в клубе «Грибоедов» один раз. Должны были два, но второй раз не получился, потому что все упоролись. Вот такой прикол.

Ровно за год до смерти, день в день, Рома был у меня в гостях. Мы угорали, наверное, дня три, он показывал мне какие-то новые треки, было весело.

Ян Маузер (Mauzer)

Рома, который вошел в историю под брендом «Англичанин», фигурировал у нас под кличкой UFO, а гопота из Фатина (район в Могилеве – 34mag) звала его Дуриком.

Про последнее. Рома любил мифотворчество, или, как лаконично обобщает гопота, п***еть. Причем точно неизвестно, в какие именно моменты. Например, п***ел ли он любопытным ментам, что его 16-миллиметровые тоннели – это протезы вместо части уха, которая сгнила, или п***ел он нам, что п***ел ментам.

Как бы там ни было, мы Рому любили. Обаяние зашкаливало: талантливый лентяй, дерзкий, с жестким юмором, в курсе всех последних интернет-трендов и интернет-шуток. Когда мы пили кофе на его кухне, то было страшно за жизнь – как бы не захлебнуться от смеха.

Одно время Ромыч носил на руке браслет из вилки. Просто обмотал ее вокруг запястья. По легенде – чтобы при случае сказать гопникам, что у него ВИЧ и его не п***ить (гопники – важный фактор проживания на Фатина в Могилеве). Логический мостик между вилкой и ВИЧ у меня не выстраивался, но было смешно.

Еще Рома был противником систематической работы. В Могилеве некоторое время он работал санитаром скорой помощи. Перебравшись в Минск, барыжил стероидами.

Наконец, Рома сделал меня атеистом. Я его – антилукашистом, он меня – атеистом. Не знаю, как у него получилось, какой аргумент стал решающим. Как бы там ни было, надеюсь, ты в раю, бро.

Оля Смольникова (подруга Ромы)

О Роминых привычках и выразительных чертах можно говорить бесконечно. Если вы однажды его встретили, то запомните надолго.

В естественной среде счастливым Рому можно было наблюдать за работой, на рыбалке, за пианино и на велосипеде. Ну и в тачке, если громко играла его любимая музыка. Вообще он часто заглушал разговоры и людскую речь музыкой. Всем приходилось замолкать.

Отношение к людям, за редким исключением, у него было таким же, как и к деньгам: «Сегодня они есть, завтра их нет». Ни те, ни другие с ним долго не задерживались, поэтому деньги его не поменяли: он легко с ними расставался (как и со всем остальным).

Постоянно знакомя всех друзей и даже случайных знакомых между собой и приводя все новых и новых людей, он выстроил сплоченную тусовку вокруг себя.

Путешествовать он терпеть не мог. Я долгое время считала, что так не бывает. Но нет – бывает.

Мне удалось словить искру только в трех местах среди всего разнообразия локаций, куда я его затащила. Это кладбище Пер-Лашез в Париже (по понятным причинам), Барселона зимой (потому что там присутствовали велосипеды и камеры GoPro), и пиком стало пресное озеро на Крите: там я даже услышала что-то вроде «тут бы я жил, а тут бы я снял клип».

Рома был невероятный фантазер, он выдумывал тысячи образов самого себя. Сначала я такой и говорю одно, а через два часа я уже другой. То я десять дней торчу на море сутками в воде, то через год я решаю, что ненавижу морскую соленую воду и не полезу даже купаться. То я хурму никогда не ел и не любил, то в один момент: «Это еда богов!», и если кто-то из гостей стащил ее из холодильника или, чего хуже, взял последнюю с тарелки – Рома являл миру настоящий гнев.

Кофе пил из большой кружки обязательно с тремя ложками сахара. Всегда доливал до половины, а потом разбавлял холодным молоком. Категорически отказывался пить, если в кружке было две ложки сахара, а не три, или кофе оказывался слишком крепким. Со временем ложек сахара стало четыре.

Все, кто был у него в гостях на ужине, знают фирменный Ромин салат. Крупно нарезанные овощи с луком накрывались тарелкой и встряхивались. Так готовил только он.

Мы познакомились, когда он еще играл в «Маузерах». Первые серьезные треки GreenChe, первый подаренный синтезатор, первые наушники, кризисы и желание бросить музыку – было все.

Приемом «слово – это оружие» он владел безукоризненно. В силу вспыльчивости характера мог наговорить всякого, но это было не по-настоящему. Все ссоры заканчивались через десять минут.

Строить планы – это не про Рому. Никаких долгосрочных планов, вообще никаких планов. Только желание построить дом (это должно было быть моей задачей), чтобы сделать там студию и поставить барабанную установку. Никакого брака, детей, только обоюдное желание барабанной установки.

Он умел дружить. Друзья всегда были на первом месте. И если бы меня попросили рассказать одну короткую историю, которая емко описывает Рому, я бы вспомнила, как последние свои деньги он отдал другу, которому нечего было есть, а на оставшиеся починил велосипед.

Алена Харитонова (Наташа Скотт)

Рома был настоящим детектором лжи и, может быть поэтому, самым талантливым лжецом. Он понимал: чтобы было похоже на правду, иногда надо соврать, а иногда надо сказать правду так, чтобы она звучала как ложь. Он понимал, как работает и то, и другое, и мне казалось порой, что понимал вообще все на свете. Может быть, не все осознавал, но все понимал и точно чувствовал.

Еще он будто бы постоянно «прочесывал» свое окружение на слабость. Мог ударить словом, взглядом, чем угодно в самое неподходящее время и больное место, чтобы проверить: сломаешься ли ты или с тобой можно быть собой, злым, любым. Проверял, можешь ли ты принять его полностью, или с тобой придется себя урезать и редактировать. Что-что, а редакции Рома не любил.

И, отдать должное, редактировать тоже не лез. Это был единственный из известных мне музыкантов, кто не лезет в текст. Как-то раз я захотела просто посоветоваться с ним касательно строчки в песне, на что он ответил: «Это твоя песня, не моя».

При всей своей видимой грубости Рома лучше остальных с виду тактичных людей понимал, где заканчивается шелуха и начинается ограждение, за которым находится живой человек, которого нельзя не то что там разрушать, а даже просто трогать. Он уважал границы и почти маниакально требовал того же от других. Говорил: «Опять эти твои балльные системы!»

Рома научил меня не выставлять людям баллы. Ты либо впускаешь человека по плюсу в гримерку и тогда уже не е*ешь ему голову по мелочам, либо до конца дней просишь деньги за вход.

Рома, будучи самым эгоистичным из знакомых мне людей, умел любить по-настоящему.

Может быть, поэтому не любить его по-настоящему было просто невозможно. И мы любили! И любим. И всегда будем.

Я даже пытался каким-то образом способствовать их продвижению.

Готовьте вилы. Вспомним десять самых переоцененных футболистов в истории

Легенды в опасности.

В футболе много разных мнений. У всех есть свои защитники и противники, и некоторых футболистов мы обсуждаем спустя десятки лет после их ухода из спорта. Болельщики время от времени возвращаются к вечному спору кто лучше – Стивен Джеррард, Фрэнк Лэмпард или Пол Скоулз.

Это побудило многих составить свой список переоценнных игроков, которые не заслужили своей славы. Готовьте вилы.

Халк провел в сборной Бразилии 47 матчей, забив 11 голов, но назвать его легендой «селесао» не поворачивается язык.

Для звезды футбола он совсем мало поиграл в Европе, ограничившись «Порту» и «Зенитом». Зато в Китае он уже четыре года.

9. Хидетоси Наката

Один из величайших футболистов в истории Японии, Хидетоси Наката также остается любимчиком фанатов «Ромы», которой он помог взять скудетто в 2001.

Великий? Сказать сложно. Уроженец Кофу даже в свой пик никогда не считался основным. В «Роме» он провел два сезона и ни разу не выходил на поле больше 15 раз, да и в «Парме» и «Фиорентине» он то появлялся, то исчезал.

8. Пол Скоулз

Несмотря на многочисленные цитаты о величии Скоулза, мы все еще сомневаемся в том, что он был настолько хорош. Почему он ни разу не признавался игроком года в «Манчестер Юнайтед»? Почему только дважды он попадал в символическую сборную года в Англии, и почему ему в основном доставалось только место на левом фланге в сборной?

Джоуи Бартон называл его «игроком для YouTube», что как-то грубовато, учитывая статистику бразильца.

Однако заслуживает ли Неймар статуса самого дорогостоящего футболиста в истории и преемника Месси и Роналду?

Сказать сложно, но у него остается мало времени, чтобы нас переубедить.

6. Филиппе Коутиньо

54 гола за 201 матч в «Ливерпуле» – превосходный результат для игрока, который стоил 8,5 млн фунтов.

Но стоило Филиппе Коутиньо перейти в «Барселону», как он сник. Даже «Бавария» не предложила ему контракт. Кажется, он не так хорош, как мы думали.

5. Георгий Кинкладзе

Георгий Кинкладзе не столько переоценен, сколько остается жертвой заблуждений. В Англии грузина вспоминают восторженно, хотя на его счету всего один сезон в АПЛ, да и то за «Манчестер Сити», который тогда же и вылетел.

А за три сезона в «Дерби» Кинкладзе забил три гола… и опять вылетел. Культовый герой – да, но не такой великий футболист, как может показаться.

4. Клод Макелеле

Макелеле был так хорош, что в честь него назвали амплуа. Но был ли он величайшим хавбеком в истории? Он даже не лучший в истории «Челси» на этой позиции. И вообще, что там случилось с Тьемуэ Бакайоко?

3. Роберто Карлос

Автор великолепных голов и вроде как защитник, Роберто Карлос так и не стал вингером, как бы того ни хотел Рой Ходжсон. Посмотрите на видео в интернете – там много подборок с потрясающими забегами, но как часто бразилец реально вспоминал об обороне? Он был эффектным игроком, который так и не нашел свою позицию.

2. Давид Жинола

Давид Жинола был любимчиком публики, а в 1999 он даже выиграл титул игрока года в Англии, однако за восемь сезонов француз забил всего 22 гола. Его лучший результат – шесть мячей в сезоне 1997/98.

Говорят, Пеле – величайший футболист в истории. Но есть и те, кто сомневаются во многих его достижениях.

Единственный победитель трех мундиалей пропустил большую часть ЧМ-1962 из-за травм, а в 1958 и 1970 звездой Бразилии не являлся.

1281 гол за карьеру – внушительный результат. Если не думать о том, что он включает в себя туры по миру и игры в бразильской армии. А на клубном мире Эдсон Арантис ду Насименту провел почти всю карьеру в «Сантосе», напоследок также поиграв в «Нью-Йорк Космос».

И вообще, что там случилось с Тьемуэ Бакайоко.

Под крышей дома твоего. О чем фильм “Рома” Альфонсо Куарона, выигравший “Золотого льва”

Гильермо дель Торо, тот самый, который в прошлом году увез из Венеции “Золотого льва”, а из Лос-Анджелеса — вязанку “Оскаров”, и все это — за “Форму воды”, спустя год на том же Венецианском фестивале, уже в качестве главы жюри, назвал нового победителя. Им второй раз подряд стал мексиканец Альфонсо Куарон, его картина называется “Рома”.

Да, дель Торо, умный и добрый кинематографист, которому заслуженно (как бы мы ни относились к его последнему фильму, да и к предыдущим) симпатизируют приблизительно все критики, наградил своего соотечественника. Вообще этих троих мексиканцев всегда считали как бы вместе, скопом: дель Торо (снял к тому же еще “Лабиринт Фавна”), Альфонсо Куарон (предыдущая работа — “Гравитация”), Алехандро Гонсалес Иньярриту (“Бёрдмэн”, “Выживший”). Они и правда друзья, их называют “три амигос”, на протяжении всей кинокарьеры они друг друга поддерживали, и вот теперь у каждого есть по “Оскару” за режиссуру. Кстати, примечательно, что дель Торо вообще ничем не наградил другого земляка, участвовавшего в конкурсе, Карлоса Рейгадаса с его сложнейшим и прекрасным трехчасовым фильмом “Наше время”. Мексиканский обком, не иначе!

Но нет здесь заговора. “Рома” вообще представлялась автоматически самым подходящим и потенциально сильнейшим фильмом венецианского конкурса, причем еще до того, как стартовали показы. Куарона любят. И за “Гравитацию”, балетный технотриллер в безвоздушном пространстве, настоящее кино нового поколения, абсолютную иллюзию в абсолютной невесомости. И за, страшно сказать, “Гарри Поттера” (он снял лучшую экранизацию во всей серии, третью, “Узник Азкабана”, с оборотнями и патронусами в туманных лесах). И вот после этого — “Рома”, полностью на испанском и еще каком-то местном мексиканском его диалекте (в них черт ногу сломит), черно-белое ностальгическое кино, в ролях — одни мексиканцы, а Куарон — он здесь сразу режиссер, продюсер, сценарист, оператор, монтажер, демиург. Очевидно, кино это очень личное, а иначе зачем столько возни?

И правда. Здесь персональные пожелания режиссера начинаются уже с названия. Вообще вокруг российской его локализации сразу развернулись диспуты, давайте сразу все проясним, чтобы два раза не вставать (здесь будут довольно сложные подробности).

Итак, Roma в оригинале — это не просто уменьшительно-ласкательное от мужского имени Роман и даже не Рим по-английски или по-итальянски. Это сокращенное название района гигантского города Мехико, столицы Мексики, полностью его кличут Colonia Roma, чуть покороче — La Roma. Разумеется, этот район назван в честь итальянского Рима, но ведь фильм-то не о Риме, а как раз о районе, там и разворачивается действие этого скромного по географическим, но не душевным масштабам фильма. Все эти нюансы очень важны и для понимания картины: в картине даже ни разу не называется этот топоним, Roma, и все же это кино — оно и о родном районе, и о дорогом для Куарона городе. Поэтому правильным вариантом перевода представляется как раз “Рома”, чтобы постараться всю двух- и трехсмысленность названия перенести и в русских. Да и звучит более завлекающе, согласитесь.

Читайте также:  Сколько градусов должно быть в правильном самогоне

В этом районе живет большая семья: папа-ученый, мама, четыре ребенка, две горничных. Одну из них зовут Клео (дебютантка Ялица Апарисио), она встречается с чудаковатым парнем, увлекающимся боевыми единоборствами, но их кодексы чести явно не соблюдающим: она говорит ему во время фильма, который они смотрят в кинотеатре, что беременна, он выходит в туалет и, как в анекдоте, не возвращается. В “приемной” семье Клео жизнь тоже расстраивается: отец уезжает в бесконечно затягивающуюся командировку.

Видите, как получается: это кино об одном крохотном человеке, но при этом грандиозное по масштабам. Это как если сравнивать маленький миленький район Рома с настоящим, гигантским и вечным Римом. Насколько мы малы в сравнении с миром, который нас окружает, настолько же, казалось бы, неважны, несущественны тщания одного человека в масштабах этого мира. Волнения Клео, простые и безыскусные, при этом показаны если не как библейская, то хотя бы шекспировская драма, которая вся протекает не на сцене театра “Глобус”, а внутри одной небогатой, непримечательной, не страшной и не красивой женщины, которая к тому же не показывает ничего внешне, ни лицом, ни голосом не выдает, что она — центр сюжета длинного художественного фильма. Куарон трепетно, аккуратно показывает нам эту жизнь, которая, словно мыльная пена в ведре, поколыхалась-поколыхалась и вроде бы вновь успокоилась на время.

Федерико Феллини в 1974 показал в Канне свой “Амаркорд”, фильм из своих пронзительных, сказочных, мифологизированных воспоминаний о детстве (с итальянского Io mi ricordo — “я помню”, “я вспоминаю”). Предыдущим фильмом гения была как раз Roma, она же “Рома”, он же “Рим Феллини”, живое, непосредственное кино, пышущее жаром нагретых за день римских мостовых.

  • Вся деревня против. В фильме “Человек, который удивил всех” — Евгений Цыганов в платье
  • От этого кино жить потом страшно: запомните, “Суспирия” — один из главных фильмов года
  • Мы все это уже слышали: о бесстыдном киномюзикле “Звезда родилась” с Леди Гагой
  • Почему на Венецианском фестивале почти в каждом фильме герои переживают смерть своих детей
  • “Человек на Луне”: в новом фильме от автора “Ла-Ла Ленда” Райан Гослинг снова грустит

Каждое такое авто- или полуавтобиографическое кино — попытка вернуться туда, где нас нет. И “Рома” Куарона, самоопределенного как мексиканский Феллини, тоже. Он и сам к 56 годам уже много чего успел вспомнить и вновь забыть. Он размышляет о людях как носителях памяти и памяти как носителе нас, о том, как зыбка наша связь с нашей же памятью, и так далее. Наверное, альтер эго Куарона в этой картине, который сам вырос в совсем не бедной семье в том же районе, — младший сын, по-детски непосредственно заявляющий Клео, что помнит свои прошлые жизни. Так же сам Куарон из будущего, будто вспоминая об уже прожитой, свершившейся судьбе, оглядывает любимую страну, в которой никогда не кончатся проблемы, самый любимый город, в который всегда есть вернуться повод.

Да, это кино ностальгическое и искреннее, но и в то же время не залипающее в аутентичности. В нем есть все необходимые исторические атрибуты (дело происходит в 70-е), известные, впрочем, не всем на свете: землетрясение, а также студенческий политический митинг 1971 года, закончившийся смертоубийством. Впрочем, и без них все ясно, ведь это кино — не парк мексиканского периода, оно о людях, а не о декорациях. Потому же оно универсальное, для любого зрителя.

И здесь можно заметить следующее. Нет никаких сомнений, что “Рома” — грандиозное событие в мировом кино, это почти точно “Оскар”, возможно, даже в главной категории. Но оно слишком интуитивно понятное: дель Торо, режиссер очень жанровый, наградил друга, который было замахнулся на что-то великое, но остался ковыряться в своем детстве. В этом нет никакой пощечины общественному вкусу, которую все же необходимо наносить изнеженному человечеству. Всем, всем без исключения понравится этот фильм, такое кино называют crowd-pleaser (переводится примерно как “любимец публики”). И мне очень, очень понравился этот фильм.

Но я помню (Io mi ricordo), как в тот момент, когда Сандра Буллок в “Гравитации” ступает в абсолютную пустоту, сердце замирало от того, что я видел что-то неподчинимое окончательному осознанию, сталкивался с силой искусства, которая больше нашего разумения о ней. А куароновская служанка этого шага не делает, она так и остается в мире уже бесконечного далекого детства режиссера, как любимый, но уже почти забытый образ, уползающий во тьму небытия, за границу долгосрочной памяти. Не всем дано остаться в вечности.

И наверное, не всем это нужно, и об этом отчасти тоже фильм Куарона. Служанка Клео — не герой, она персонаж. Ее, может, и вообще не было на свете, и она придумана, а если и была, то она не стала главной в жизни самого Куарона, не Арина Родионовна. Она просто уходит в финале (это не спойлер) отмывать дальше родной дом Альфонсо от собачьих какашек. Клео, может, и прожила счастливую жизнь, а может, так и не нашла гармонии в своем мыльном ведре. Но Куарон уже уехал в Америку получать свои “Оскары” и думать о ней не думает. Ну, пусть получает, не жалко, хорошее ведь кино снимает.

Фильм “Рома” можно будет посмотреть в онлайн-кинотеатре Netflix, который работает по всему миру. По слухам, картина станет доступна уже до конца 2018 года. В кинотеатрах РФ фильм не покажут, такова политика Netflix.

И здесь можно заметить следующее.

Олег «ЛСП» назвал истинную причину смерти Ромы Англичанина

Популярный исполнитель дал откровенное интервью о друге, чья жизнь трагически оборвалась в прошлом году. Олег Савченко из «ЛСП» стал новым гостем шоу «вДудь». В рамках выпуска Олег много говорил о карьере, планах на будущее и, конечно же, о Роме Англичанине.

В новом выпуске шоу «вДудь» гостем стал Олег Савченко — фронтмен группы «ЛСП». Исполнитель пригласил Юрия Дудя к себе в гости и очень откровенно пообщался с ним о прошлом и будущем. Как обычно, в ходе беседы много матерились, говорили о сексе, запрещенных веществах и больших планах.

В рамках выпуска Олег побеседовал на темы, волнующие поклонников, и дал ответы на вопросы, которых долгое время избегал. Напомним, что в прошлом году, при трагических обстоятельствах, из жизни ушел композитор и продюсер группы «ЛСП» — Роман Сащенко, более известный под псевдонимом Рома Англичанин. Причины смерти старались скрыть, но все понимали, что виной всему была передозировка наркотиками. И вот, спустя много времени, Олег впервые достаточно открыто пообщался на эту тему.

Сначала Олег вспомнил, как он познакомился с Ромой и в какой момент они решили создать группу. Савченко признался, что довольно быстро сблизился с Англичанином и даже стал считать его родным братом, которого у него никогда не было.

«У меня была эпишка — «Видеть цветные сны», ее сводил пацан один с Могилева. Прикольный, умный чувак. Он помогал сводить релиз, и оказалось, что у него есть товарищ, который его подтягивает по всяким аспектам — Рома. Они хотели вдвоем сделать что-то в стиле «Major Lazer» или «Diplo». Вот они вдвоем делали на тот момент такой проект. Рома послушал, что он делал для меня, прикололся и как-то попал к нам на тусу в Могилеве. (…) И мы так с ним . Все начали уже разъезжать по домам, а мы дальше остались на кухне и разговаривали. Я ему загонял восторженную , и умные слова говорил. А он поддакивал. Мы словили волну. Я понял, что это крутой чувак, и мы договорились в Минске словиться», — вспомнил Олег.

Уже на следующий день Олег выслал Роме текст, на который очень хотел сделать музыку и попросил Англичанина порабоатать над аранжировкой. Почти сразу же композитор прислал ему минус, на который идеально «легли» слова.

«Я его включаю, пропеваю и все ложится, — вспоминает Олег. — Знаешь, это как «тот самый» чувак с гитарой во дворе — че не спросишь, все знает. И играет на один мотив типа «Батарейку», а на нее все ложится, грубо говоря».

Тогда Англичанин использовал в аранжировке дабстеп. Это уже было модно в мире, но в Минске, откуда родом Роман, еще не прижилось. Сначала музыканты работали на деловых условиях, а потом «породнились» и стали группой «ЛСП».

Олегу тяжело говорить о запрещенных веществах, которые «отняли» жизнь его близкого друга. По его словам, это тайны Ромы, которые он хотел бы спрятать от любопытных глаз.

«Рома — это часть моей семьи. Я к нему очень быстро начал относиться как к родному брату и принимал его со всей как брата.Его родителей я считаю своими родителями, и они тоже меня считают сыном. Все, что касается Ромы и его родителей, вас не должно», — эмоционально ответил Савченко.

Единственное, как высказался Олег на эту тему — это провел параллель между Англичанином и Горшком из группы «КиШ», который скончался при схожих обстоятельствах. Савченко считает, что у них похожие судьбы. У обоих был такой образ жизни, при котором многие удивлялись, что смерть не настигла их еще раньше.

Вспоминать день, когда близкий друг ушел из жизни, исполнителю до сих пор сложно. Что интересно, Савченко чувствует облегчение. Незадолго до смерти Англичанина друзья не виделись пару недель, что, как теперь утверждает Олег, впоследствии помогло ему относительно спокойно принять случившееся.

«Мне позвонил Деня Астапов и сказал: «Все, случилось». И я все понял, — делится воспоминаниями Олег. — Это новость непростая, я получил этих информационных. Когда я все это проехал, начал уже думать, что делать дальше».

Дудь уточнил, пытались ли близкие люди, в частности Олег, бороться с пагубной привычкой Ромы. И если уж не насильно положить в больницу, то хотя бы просто поговорить, объяснить всю ситуацию, обхитрить…

«Предпринимали мы попытки, — признается Савченко. — Пока человек чего-то не захочет сам — этого не произойдет. Если он искренне этого хочет — он добивается. Я ответил на твой вопрос, даже если ты думаешь, что — нет (…) Рома был самым хитрым чуваком, которого я знаю. Никто не мог обхитрить Рому, и в каком-то плане Рома обхитрил сам себя».

Юрий Дудь: «То есть он искренне хотел умереть?»

«Можешь так интерпретировать», — ответил фронтмен группы «ЛСП» в беседе с журналистом.

Сначала музыканты работали на деловых условиях, а потом породнились и стали группой ЛСП.

Ты помнишь, как всё начиналось. Первые музыканты «Машины времени»

Дата создания любого музыкального коллектива – вещь эфемерная и учету обычно не поддающаяся. Собственно, непонятно даже, что брать за точку отсчета – первую встречу (кого с кем?), первую репетицию, первый концерт или первую записанную пластинку? Но проблема датировки почти не волнует музыкантов, ведь всегда можно выбрать какую-то условную дату и именно к ней привязать юбилейные выступления, которые, впрочем, чаще всего становятся лишь поводом для еще одной встречи с поклонниками.

По официальным данным, первый состав «Машины» был секстетом, но воспоминания Макаревича и других участников группы начинаются с того момента, когда в ней осталось четыре человека; еще двое самых первых ушли сразу после окончания школы (в 1970-м) и больше никакого отношения к этой команде не имели. Но и первая четверка продержалась не очень долго.

Юрий Борзов (ударные)

«Юра Борзов скромным своим видом и тихим поведением полностью разрушал мое представление о генеральском сыне. Позже я познакомился и с его кошкой Марфой, и с трактиром “Не рыдай”, но это уже было позже. А пока выяснилось, что Юра – Битломан. Но если я Битломан, то Юра – Битломан в квадрате, в кубе, не знаю, в чем еще. Мы подружились». (цитата по книге Андрея Макаревича «Все очень просто»)

Борзов был одним из двух новичков в школе №19, в которой учился и Макаревич; его отцом был участник Великой Отечественной войны, маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Борзов. Сошлись два школьника на общем увлечении The Beatles и идеологией хиппи; в квартире Борзовых в Доме на набережной летом устраивался тот самый трактир «Не рыдай» (там Макаревич, например, познакомился со Стасом Наминым). В группе Борзов играл на барабанах, но не очень долго – до 1972 года; он принял участие в самой первой записи группы, магнитоальбома с англоязычными песнями «Time Machines», из которого уцелела лишь одна песня – «This Happened to Me», изданная только в 90-е.

«Это было для нас очень тяжелой утратой, – писал Макаревич про уход Борзова. – Юрка был истинным генератором духа нашей команды. Но беда его заключалась в том, что какой-то внутренний орган, который заставлял бы его лучше и лучше играть на барабанах, отсутствовал у него начисто. И мы все это чувствовали, и, конечно, сам Юрка. Я думаю, он просто не хотел быть плохим барабанщиком».

Борзов окончил МАРХИ, в который поступил вместе с Макаревичем, работал архитектором, а с середины 80-х занимался поисковой деятельностью по перезахоронению солдат Второй мировой войны.

Игорь Мазаев (бас-гитара)

«Второй новенький был Игорь Мазаев. Он пришел к нам из интерната и выглядел гораздо самостоятельнее нас. Усугублялось это тем, что у него густо росла борода совершенно золотого цвета, что приводило в смущение учителей, но так как запрета носить бороду в восьмом классе не существует, никто ничего ему сделать не мог. Даже сказать “побрейтесь” язык, видимо, не поворачивался».

Макаревич заметил, что после этого знакомства идея рок-группы начала витать в воздухе – Мазаев играл на гитаре и пел русские романсы. Но в «Time Machines» он обучился игре на бас-гитаре, принял участие в той же записи англоязычного альбома, играл на концертах, а в 1972-м его забрали в армию, и в группу он больше не вернулся. Но именно у Мазаева много позже обнаружились ранние треки группы, и Макаревич выразил ему благодарность за «сохраненные и предоставленные к изданию записи Антологии».

Сергей Кавагое (клавишные/ударные)

«Юрка Борзов приходил в понедельник в школу и, мечтательно полузакрыв глаза, вещал: “У Японца – всё японское. Вчера был у него дома, там лежит настоящая японская электрогитара и настоящий усилитель”. Японец – Юркин друг детства. Его зовут Сережа, японец он только наполовину, и я с ним не знаком».

Кавагое единственный из первого состава группы учился в другой школе (№20), носил прозвище «Японец» из-за отца, переводчика в японском посольстве, и имел доступ к музыкальным инструментам из самой Японии. Правда, поначалу, сразу после приема в группу, он ни на чем не играл – не было инструментов, но потом ему прислали электроорган, и он стал клавишником новой группы. Ну а после пертурбаций состава в первые годы Кавагое пересел за ударные – когда оказалось, что стучать по барабанам некому. Следует отметить, что вклад «Японца» в «Машину времени» очень сложно переоценить. Именно он привел в группу Александра Кутикова; долгое время они втроем были основой группы, в которую периодически приглашались сессионные музыканты.

Читайте также:  Наливка из персиков: рецепты, секреты и хитрости приготовления

Последней записью «Машины времени», в которой Кавагое принял участие, стала работа в речевой студии ГИТИС в 1978 году, которую организовал Кутиков; в 1992-м эта запись была издана в виде альбома «Это было так давно…», и в некоторых песнях вокал «Японца» расслышать можно.

А в 1979-м Кавагое и Макаревич поругались и закончилась история самого первого состава «Машины». Расставшись с Макаревичем, Кавагое стал одним из основателей еще одной культовой российской рок-группы – «Воскресенья»; правда, надолго в ней не задержался. В 80-е он пытался создать свой «Наутилус» (еще до появления одноименной свердловской команды), но к 90-м окончательно отошел от музыки, а в 1993-м вообще уехал в Японию, преподавал там русский язык. Потом перебрался в Канаду и скончался в 2008-м от острой сердечной недостаточности в возрасте всего 55 лет.

Андрей Макаревич (гитара, вокал)

По одной из версий (её никто не подтверждает, конечно), пути двух основателей «Машины» разошлись из-за того, что группа всё больше и больше начала ассоциироваться с Макаревичем; Кавагое на это обижался и выступал за равноправие. Насколько эта версия справедлива, судить сложно, но к полувековому юбилею оказалось, что группа формировалась именно вокруг Макаревича. Он, конечно, и сам добавлял к своей популярности очки, выпуская сольные альбомы, участвуя в популярных передачах («Смак»), а в последние годы еще и комментируя на грани фола текущую политическую обстановку. Но формально можно сказать, что «Машина времени» – это Макаревич, а Макаревич – это «Машина времени».

При этом через группу в 70-е прошло множество музыкантов, среди которых разглядеть четверку тех, кто её создал, было не просто. И среди баллад, которыми было переполнено сольное творчество Макаревича, фанаты «Машины» иногда могли разглядеть тоску по старым добрым временам, когда все только начиналось. Например, в песне «Здорово, Миша» (альбом «Песни под гитару» 1985 года) были перечислены несколько имен, и, казалось, что речь идет о реальных людях, бывших членах группы. Но сам Макаревич это отрицал – мол, реальных там всего двое, адресат Миша (Михаил Соколов, недолго был барабанщиком «Машины», потом – джазовый музыкант) и «в Штатах Игорек» (речь не о Мазаеве, а об Игоре Саульском, который в начале 70-х играл на клавишных).

«Здесь тоже многое домыслено. У меня не было задачи упомянуть в этой песне всех реальных друзей и знакомых. Никакого Витька я не знал, как и Женьки в «Поющих гитарах», – так Макаревич объясняет смысл песни в книге Михаила Марголиса «Затяжной поворот: история группы «Машина времени».

Например, в песне Здорово, Миша альбом Песни под гитару 1985 года были перечислены несколько имен, и, казалось, что речь идет о реальных людях, бывших членах группы.

Готовьте вилы. Вспомним десять самых переоцененных футболистов в истории

Легенды в опасности.

В футболе много разных мнений. У всех есть свои защитники и противники, и некоторых футболистов мы обсуждаем спустя десятки лет после их ухода из спорта. Болельщики время от времени возвращаются к вечному спору кто лучше – Стивен Джеррард, Фрэнк Лэмпард или Пол Скоулз.

Это побудило многих составить свой список переоценнных игроков, которые не заслужили своей славы. Готовьте вилы.

Халк провел в сборной Бразилии 47 матчей, забив 11 голов, но назвать его легендой «селесао» не поворачивается язык.

Для звезды футбола он совсем мало поиграл в Европе, ограничившись «Порту» и «Зенитом». Зато в Китае он уже четыре года.

9. Хидетоси Наката

Один из величайших футболистов в истории Японии, Хидетоси Наката также остается любимчиком фанатов «Ромы», которой он помог взять скудетто в 2001.

Великий? Сказать сложно. Уроженец Кофу даже в свой пик никогда не считался основным. В «Роме» он провел два сезона и ни разу не выходил на поле больше 15 раз, да и в «Парме» и «Фиорентине» он то появлялся, то исчезал.

8. Пол Скоулз

Несмотря на многочисленные цитаты о величии Скоулза, мы все еще сомневаемся в том, что он был настолько хорош. Почему он ни разу не признавался игроком года в «Манчестер Юнайтед»? Почему только дважды он попадал в символическую сборную года в Англии, и почему ему в основном доставалось только место на левом фланге в сборной?

Джоуи Бартон называл его «игроком для YouTube», что как-то грубовато, учитывая статистику бразильца.

Однако заслуживает ли Неймар статуса самого дорогостоящего футболиста в истории и преемника Месси и Роналду?

Сказать сложно, но у него остается мало времени, чтобы нас переубедить.

6. Филиппе Коутиньо

54 гола за 201 матч в «Ливерпуле» – превосходный результат для игрока, который стоил 8,5 млн фунтов.

Но стоило Филиппе Коутиньо перейти в «Барселону», как он сник. Даже «Бавария» не предложила ему контракт. Кажется, он не так хорош, как мы думали.

5. Георгий Кинкладзе

Георгий Кинкладзе не столько переоценен, сколько остается жертвой заблуждений. В Англии грузина вспоминают восторженно, хотя на его счету всего один сезон в АПЛ, да и то за «Манчестер Сити», который тогда же и вылетел.

А за три сезона в «Дерби» Кинкладзе забил три гола… и опять вылетел. Культовый герой – да, но не такой великий футболист, как может показаться.

4. Клод Макелеле

Макелеле был так хорош, что в честь него назвали амплуа. Но был ли он величайшим хавбеком в истории? Он даже не лучший в истории «Челси» на этой позиции. И вообще, что там случилось с Тьемуэ Бакайоко?

3. Роберто Карлос

Автор великолепных голов и вроде как защитник, Роберто Карлос так и не стал вингером, как бы того ни хотел Рой Ходжсон. Посмотрите на видео в интернете – там много подборок с потрясающими забегами, но как часто бразилец реально вспоминал об обороне? Он был эффектным игроком, который так и не нашел свою позицию.

2. Давид Жинола

Давид Жинола был любимчиком публики, а в 1999 он даже выиграл титул игрока года в Англии, однако за восемь сезонов француз забил всего 22 гола. Его лучший результат – шесть мячей в сезоне 1997/98.

Говорят, Пеле – величайший футболист в истории. Но есть и те, кто сомневаются во многих его достижениях.

Единственный победитель трех мундиалей пропустил большую часть ЧМ-1962 из-за травм, а в 1958 и 1970 звездой Бразилии не являлся.

1281 гол за карьеру – внушительный результат. Если не думать о том, что он включает в себя туры по миру и игры в бразильской армии. А на клубном мире Эдсон Арантис ду Насименту провел почти всю карьеру в «Сантосе», напоследок также поиграв в «Нью-Йорк Космос».

Готовьте вилы.

Ты помнишь, как всё начиналось. Первые музыканты «Машины времени»

Дата создания любого музыкального коллектива – вещь эфемерная и учету обычно не поддающаяся. Собственно, непонятно даже, что брать за точку отсчета – первую встречу (кого с кем?), первую репетицию, первый концерт или первую записанную пластинку? Но проблема датировки почти не волнует музыкантов, ведь всегда можно выбрать какую-то условную дату и именно к ней привязать юбилейные выступления, которые, впрочем, чаще всего становятся лишь поводом для еще одной встречи с поклонниками.

По официальным данным, первый состав «Машины» был секстетом, но воспоминания Макаревича и других участников группы начинаются с того момента, когда в ней осталось четыре человека; еще двое самых первых ушли сразу после окончания школы (в 1970-м) и больше никакого отношения к этой команде не имели. Но и первая четверка продержалась не очень долго.

Юрий Борзов (ударные)

«Юра Борзов скромным своим видом и тихим поведением полностью разрушал мое представление о генеральском сыне. Позже я познакомился и с его кошкой Марфой, и с трактиром “Не рыдай”, но это уже было позже. А пока выяснилось, что Юра – Битломан. Но если я Битломан, то Юра – Битломан в квадрате, в кубе, не знаю, в чем еще. Мы подружились». (цитата по книге Андрея Макаревича «Все очень просто»)

Борзов был одним из двух новичков в школе №19, в которой учился и Макаревич; его отцом был участник Великой Отечественной войны, маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Борзов. Сошлись два школьника на общем увлечении The Beatles и идеологией хиппи; в квартире Борзовых в Доме на набережной летом устраивался тот самый трактир «Не рыдай» (там Макаревич, например, познакомился со Стасом Наминым). В группе Борзов играл на барабанах, но не очень долго – до 1972 года; он принял участие в самой первой записи группы, магнитоальбома с англоязычными песнями «Time Machines», из которого уцелела лишь одна песня – «This Happened to Me», изданная только в 90-е.

«Это было для нас очень тяжелой утратой, – писал Макаревич про уход Борзова. – Юрка был истинным генератором духа нашей команды. Но беда его заключалась в том, что какой-то внутренний орган, который заставлял бы его лучше и лучше играть на барабанах, отсутствовал у него начисто. И мы все это чувствовали, и, конечно, сам Юрка. Я думаю, он просто не хотел быть плохим барабанщиком».

Борзов окончил МАРХИ, в который поступил вместе с Макаревичем, работал архитектором, а с середины 80-х занимался поисковой деятельностью по перезахоронению солдат Второй мировой войны.

Игорь Мазаев (бас-гитара)

«Второй новенький был Игорь Мазаев. Он пришел к нам из интерната и выглядел гораздо самостоятельнее нас. Усугублялось это тем, что у него густо росла борода совершенно золотого цвета, что приводило в смущение учителей, но так как запрета носить бороду в восьмом классе не существует, никто ничего ему сделать не мог. Даже сказать “побрейтесь” язык, видимо, не поворачивался».

Макаревич заметил, что после этого знакомства идея рок-группы начала витать в воздухе – Мазаев играл на гитаре и пел русские романсы. Но в «Time Machines» он обучился игре на бас-гитаре, принял участие в той же записи англоязычного альбома, играл на концертах, а в 1972-м его забрали в армию, и в группу он больше не вернулся. Но именно у Мазаева много позже обнаружились ранние треки группы, и Макаревич выразил ему благодарность за «сохраненные и предоставленные к изданию записи Антологии».

Сергей Кавагое (клавишные/ударные)

«Юрка Борзов приходил в понедельник в школу и, мечтательно полузакрыв глаза, вещал: “У Японца – всё японское. Вчера был у него дома, там лежит настоящая японская электрогитара и настоящий усилитель”. Японец – Юркин друг детства. Его зовут Сережа, японец он только наполовину, и я с ним не знаком».

Кавагое единственный из первого состава группы учился в другой школе (№20), носил прозвище «Японец» из-за отца, переводчика в японском посольстве, и имел доступ к музыкальным инструментам из самой Японии. Правда, поначалу, сразу после приема в группу, он ни на чем не играл – не было инструментов, но потом ему прислали электроорган, и он стал клавишником новой группы. Ну а после пертурбаций состава в первые годы Кавагое пересел за ударные – когда оказалось, что стучать по барабанам некому. Следует отметить, что вклад «Японца» в «Машину времени» очень сложно переоценить. Именно он привел в группу Александра Кутикова; долгое время они втроем были основой группы, в которую периодически приглашались сессионные музыканты.

Последней записью «Машины времени», в которой Кавагое принял участие, стала работа в речевой студии ГИТИС в 1978 году, которую организовал Кутиков; в 1992-м эта запись была издана в виде альбома «Это было так давно…», и в некоторых песнях вокал «Японца» расслышать можно.

А в 1979-м Кавагое и Макаревич поругались и закончилась история самого первого состава «Машины». Расставшись с Макаревичем, Кавагое стал одним из основателей еще одной культовой российской рок-группы – «Воскресенья»; правда, надолго в ней не задержался. В 80-е он пытался создать свой «Наутилус» (еще до появления одноименной свердловской команды), но к 90-м окончательно отошел от музыки, а в 1993-м вообще уехал в Японию, преподавал там русский язык. Потом перебрался в Канаду и скончался в 2008-м от острой сердечной недостаточности в возрасте всего 55 лет.

Андрей Макаревич (гитара, вокал)

По одной из версий (её никто не подтверждает, конечно), пути двух основателей «Машины» разошлись из-за того, что группа всё больше и больше начала ассоциироваться с Макаревичем; Кавагое на это обижался и выступал за равноправие. Насколько эта версия справедлива, судить сложно, но к полувековому юбилею оказалось, что группа формировалась именно вокруг Макаревича. Он, конечно, и сам добавлял к своей популярности очки, выпуская сольные альбомы, участвуя в популярных передачах («Смак»), а в последние годы еще и комментируя на грани фола текущую политическую обстановку. Но формально можно сказать, что «Машина времени» – это Макаревич, а Макаревич – это «Машина времени».

При этом через группу в 70-е прошло множество музыкантов, среди которых разглядеть четверку тех, кто её создал, было не просто. И среди баллад, которыми было переполнено сольное творчество Макаревича, фанаты «Машины» иногда могли разглядеть тоску по старым добрым временам, когда все только начиналось. Например, в песне «Здорово, Миша» (альбом «Песни под гитару» 1985 года) были перечислены несколько имен, и, казалось, что речь идет о реальных людях, бывших членах группы. Но сам Макаревич это отрицал – мол, реальных там всего двое, адресат Миша (Михаил Соколов, недолго был барабанщиком «Машины», потом – джазовый музыкант) и «в Штатах Игорек» (речь не о Мазаеве, а об Игоре Саульском, который в начале 70-х играл на клавишных).

«Здесь тоже многое домыслено. У меня не было задачи упомянуть в этой песне всех реальных друзей и знакомых. Никакого Витька я не знал, как и Женьки в «Поющих гитарах», – так Макаревич объясняет смысл песни в книге Михаила Марголиса «Затяжной поворот: история группы «Машина времени».

Макаревич заметил, что после этого знакомства идея рок-группы начала витать в воздухе Мазаев играл на гитаре и пел русские романсы.

Добавить комментарий