Марсала – вкус сицилийской страсти

История вин Марсалы

Виноделие западной части Сицилии имеет многовековую историю. До того, как к винам Марсалы пришла всемирная слава, крестьяне производили вино дома, используя систему perpetuo (похожую на испанскую солеру). К винам старых винтажей, находившихся в бочках, каждый год доливали вино нового урожая. Такая система позволяла сохранять одно и тоже количество вина каждый год. Естественно, речь шла о не крепленых винах.

В 1773 году английский торговец Джон Вудхауз попал в шторм и совершил вынужденную остановку в Марсале. Вудхауз был сыном негоцианта из Ливерпуля и возил из Сицилии соду, которую в то время активно использовали в Англии и на южном побережье Франции. В Марсале Вудхауз попробовал местные вина, нашел их великолепными и подходящими под английский вкус. Поэтому он решил вместо соды приобрести вино, но чтобы оно не испортилось при длительной транспортировке, в вино добавили дистиллят.
Таким образом, в Англию отправились около 50 пипе (бочек) с марсалой, объем каждой составлял 412 литров.

Через некоторое время Джон Вудхауз решил наладить собственное производство вин в Марсале. В 1776 году он приобрел старый, заброшенный участок, где раньше занимались ловлей и переработкой тунца, и переоборудовал под винное производство.
Очень скоро корабли, груженные бочками с вином, стали курсировать между Марсалой, Мальтой и Англией. А за марсалой закрепилась слава «английского вина».
Известно, что в 1798 году адмирал Нельсон после своей победы в битве при Абукире заказал у Вудхауза большую партию вин.
В своем письме к главнокомандующему флотом Лорду Кейту, он писал, что «вино такое хорошее, что его надо включить в каждодневный рацион и это станет манной небесной для моряков».

Джон Вудхауз расширял свои владения, приобретая новые участки. Это послужило толчком для развития экономики Марсалы, в то время был построен и новый порт.


Порт в Марсале

В 1806 году в Марсале появился другой знаковый для местного виноделия персонаж – Бенджамин Ингэм, который родился в Йоркшире в 1784 году. Через 3 года он основал собственную фирму – Ingham Whitaker&C. Очень скоро его производство стало одним из самых важных в Марсале, достигнув к 1854 году 4 000 бочек в год. Для сравнения Woodhouse в это время производил 1500 бочек, а Florio – 1400 бочек.

Бенджамин Ингэм ввел несколько энологических инноваций, которые положительно сказались на местном виноделии. В первую очередь это касалось качества винограда, также он подчеркнул необходимость винифицировать отдельно красные и белые сорта.


Документ из архива Ингэма

В 1931 году появился закон, ограничивающий территорию производства вин марсала.
В 1950-е гг. существовали сотни виноделен и хозяйств, производивших марсалу. Но в 1960-70-е гг. наступил закат, многие предприятия закрывались. Наступивший кризис ознаменовал не только смену вкусов и моды, но и стал ответом на низкое качество выпускаемых вин.

Впервые статус DOC зона производства вин Марсала получила в 1969 году.

В 1984 году вышла новая дисциплина для вин Marsala DOC, которая ужесточила правила и ограничила территорию.

В настоящее время существует относительно не большое количество хозяйств, производящих марсалу. Среди них есть индустриальные производства, ориентированные на количества, в ущерб качеству, есть небольшие предприятия и семейные винодельни, которые делают интересные, а порой уникальные марсалы.
Среди всех производителей выделяется хозяйство Marco de Bartoli, которое возродило старую марсалу, существующую до прихода англичан. Т.е. это не крепленое вино, выдержанное методом perpetuo из 100% Грилло. Вино не попадает в категорию Marsala DOC, которая зарезервирована исключительно для крепленых вин, но является уникальным примером возможностей местного виноделия.
Кроме этого, в последнее время, производителя стали выпускать не крепленые (столовые) вина в категории Terre Siciliane IGT или Sicilia DOC, отдавая предпочтение сортовым винам из Грилло, в том числе с выдержкой в бочках.

Это послужило толчком для развития экономики Марсалы, в то время был построен и новый порт.

2. Conciato (Кончиато)

После ферментации в вино добавляют не только винный спирт, но и ароматизатор mosto cotto (уваренный виноградный сок), мистель (виноградный муст со спиртом).

Такую Марсалу изготавливают методом «in perpetuum» и различают по цвету, содержанию сахара и выдержке.

  • Secco (Сикко) – до 40 г на литр.
  • Semisecco (Семисикко) – 41-100 г на литр.
  • Dolce (Дольче) – более 100 г на литр.

  • Oro (Оро) – золотой.
  • Ambra (Амбра) – янтарный, получается за счет добавления подсластителя mosto cotto.
  • Rubino (Рубино) – рубиновый, достигается при использовании красных сортов винограда Perricone, Calabrese, Nero d’Avola, Nerello Mascalese.

В зависимости от сорта винограда и выдержки вина марсала бывает от золотистого до рубинового

  • Fine (Фине) – от года до двух.
  • Superiore (Супериоре) – от двух до четырех лет.
  • Superiore Riserva (Супериоре резерва) – от четырех до пяти лет.
  • Vergine e/o Soleras – от пяти до десяти лет.
  • Vergine e/o Soleras Stravecchio e Vergine e/o Soleras Riserva – от десяти лет и больше.

Сухое вино охлаждают до 10 C и сервируют с сырами Пармезан, Горгонзола, Рокфор, морепродуктами, рыбой, мясными салатами.

Открытие марсалы

В 1773 году английский торговец содой из Ливерпуля Джон Вудхаус (John Woodhouse) пережидал шторм в порту Марсалы и в одном из кабаков попробовал местное вино “перпетуум” (Perpetuo). Вино ему настолько понравилось, что он всерьез задумался о поставках его в Англию, но, будучи острожным и расчетливым, решил начать с небольшой партии, чтобы дать попробовать “перпетуум” английской знати и оценить потенциальный спрос.

Тут возникла проблема – как довезти вино от Сицилии до Англии, чтобы оно не испортилось по дороге. Вудхаус решил эту проблему просто, добавив на каждую 110 галонную бочку (420 литров) по 8 литров бренди. Забегая немного вперёд, именно так на свет появилась марсала, а количество спирта, добавленное Вудхаусом в вино и примерно равное двум процентам (8/420), – стало эталонным и соблюдается по сей день.

В итоге вино имело ошеломляющий успех в Англии, а Вудхаус вернулся на Сицилию и организовал его производство. Вскоре к нему присоединился брат, занявшийся инфраструктурой: строительством дорог и порта Марсалы. Между тем, облегчая жизнь себе, они облегчали её и конкурентам, первым из которых стал также англичанин Бенджамин Ингэм (Benjamin Ingham).

Вначале нужно выделить особый вид марсалы Marsala Vergine.

История Марсалы – от англичан до Гарибальди и Коза Ностры

Считается, что марсалу открыл для Европы ливерпульский торговец содой Джон Вудхауз в 1773 году или около того – об этом вам расскажет даже Википедия. Вероятнее всего, купцы и мореплаватели пробовали напиток гораздо раньше – удобная марсальская бухта служила перевалочным пунктом для судов из Британии, Испании, Франции, бороздивших Средиземное море. Моряки закупались продуктами, водой и, конечно же, вином, которое быстро иссякало в трюмах во время длительных путешествий.

Так или иначе, первый засвидетельствованный факт импорта Марсалы за рубеж связан именно с Вудхаузом – купец приобрел у местных виноделов партию вина, целых 50 бочек по 412 литров («пипе» по-сицилийски). По поводу того, как пошла продажа вина в родной вудхаузовской Англии, мнения разнятся. Однако, скорее всего, пошла она неплохо, ибо уже через 3 года ливерпулец вернулся к берегам Сицилии и выкупил небольшой участок, где построил собственный небольшой винзаводик. После этого история вина Marsala залегла на дно и вынырнула на свет божий аж 20 лет спустя, зато как вынырнула! Легендарный адмирал Горацио Нельсон подписал с Вудхаузом контракт на поставку Марсалы для нужд королевского флота – заметное достижение для малозначимого винодела с далекого острова!

Меж тем, ранее неприметный городок Марсала рос и богател. Слава Вудхауза приманила в эти края другого англичанина, Бенджамина Ингема, который также построил неподалеку свой винзавод. За Ингемом последовал Джон Хоппс в 1810 году, а далее за дело уже взялись местные дельцы – Винценто Флорио, Сальваторе Амодео-э-Фигли, Диего Ралло и многие другие. К концу XIX века марсалу выпускало уже более 15 производителей, каждый из них делал не менее полутора тысяч бочек вина в год, а некоторые и поболе. В 1931 закон ограничил производство Marsala территорией провинции Трапани – любое другое вино марсалой считаться уже не могло.

Кризис Марсалы наступил ближе к середине XX столетия, и, по всей видимости, к нему приложила руку местная Коса Ностра. Рынок наводнили подделки, да и сами производители заметно снизили качество вина – видимо, не справлялись с «данью», которую вынуждены были платить мафии. Напиток становился все более заурядным, европейские вкусы начали меняться – в моду как раз стали входить сухие вина. Новая история начинается только в 1969 году, когда Marsala получила сертификат DOС. Правила производства стали значительно более жесткими, сузилась также территория, на которой можно производить напиток данной марки. Качество Марсалы повысилось, к ней вернулась популярность, но уже как к элитному вину, понимать и любить которое способен далеко не каждый дегустатор.

Vergine soleras элитная девственная Marsala, исключительно сухая, исключительно золотая Oro.

Сицилийский вкус — Marsala

Сегодня первая пятница 2015 года и в этот день я решила ввести новую рубрику — Напитки. В сегодняшней подборке будет освещен такой напиток, как вино Марсала. Так-как в честь именно этого напитка назван главный цвет этого года, невозможно не остановиться на этом прекрасном вине.

Марсала — крепленое десертное вино родом из прекрасной и солнечной Сицилии, имеющее некоторое сходство с шерри и мадерой, но отличается от них большим содержанием сахара. Содержание спирта (крепость) 17-18 %, сахара 1,5-7 %. Марсала — название, «контролируемое и гарантируемое по происхождению»: его носят только вина, произведённые в провинции Трапани, за исключением восточной коммуны Алькамо и островных территорий.

Самое лучшее и ценное вино Марсала получают благодаря сорту белого винограда Грилло, который обладает способностью к естественному окислению. Впрочем, для создания Марсалы используется так же другие сорта белого винограда: Катаррато, Мисолия, Дамаскино, а также красного винограда Пиньятелло, Неро-д’Авола и Нерелло маскалезе.

Различают несколько видов Марсалы по цвету:
Marsala oro — золотистая Марсала, делается из белого винограда.
Marsala ambra — Марсала янтарного цвета, делается из белого винограда.
Marsala rubino — рубиновая Марсала, делается из красного винограда.

По содержанию сахара различают:
Marsala dolce — сладкая Марсала.
Marsala demisecco — полусухая Марсала.
Marsala secco — сухая Марсала.

Классификация Марсалы по выдержке:
Marsala Fine — вырержка 1 год.
Marsala Superiore — выдержка 2 года.
Marsala Superiore Riserva — выдержка 4 года.
Marsala Vergine — выдержка 5 лет (всегда сухая).
Marsala Vergine Riserva (или Marsala Stravecchio) — выдержка 10 лет (всегда сухая).

Сухую Марсалу, охлажденную до 10°С и ниже, подают как аперитив, и с ней прекрасно сочетаются пармезан, горгонцола и рокфор. Сладкую марсалу (температура не выше 18°C) пьют на десерт.

Марсалу используют в итальянской кухне при приготовлении мясных, овощных блюд и десертов.

Появление Марсалы связывают с именем ливерпульского купца Джона Вудхауза, чей корабль пережидал шторм в порту города Марсалы. Вудхауз отведал местного вина под названием «Перпетуум», обусловленным способом его изготовления. Дубовые бочки для Перпетуума располагались в несколько рядов, и молодое вино, залитое в самый верхний ряд, через год переливалось в бочки этажом ниже и так далее, а его место занимало вино нового урожая. Вудхауз закупил партию понравившегося ему дешёвого сицилийского вина для продажи с выгодой в родном Ливерпуле. Чтобы напиток не испортился в пути, Вудхауз добавил в бочки немного коньячного спирта.

Однако первое знакомство англичан с сицилийским вином, состоявшееся в 1773 году, успеха ему не принесло: вино сочли совершенно непримечательным. Вудхауз отправился вновь на Сицилию, где после долгих экспериментов ему удалось обогатить вкус вина бренди в соответствии с предпочтениями своих соотечественников, и тогда оно уже завоевало Великобританию. Вслед за Вудхаузом на Сицилию потянулись и другие британские виноделы.

Адмирал Нельсон считал Марсалу вином, «достойным трапезы любого самого привередливого лорда». После победы при Трафальгаре британцы стали называть Марсалу «вином победы». В 1860 году обширные склады Марсалы британских виноделов на Сицилии заставили войска Бурбонов отказаться от сопротивления высадившимся гарибальдийцам. Одно из вин, особенно понравившееся Джузеппе Гарибальди, носит его имя: «Гарибальди сладкое».

Итак, как же готовится вино Марсала? Сусло уваривается в медных котлах, или паровым подогревом при помощи змеевиков до появления характерного коричневатого цвета и явственной карамели во вкусе. Такое сусло в Италии называется Котто и важно, чтобы во время уваривания оно не подгорело, иначе Марсала будет иметь неприятную горечь во вкусе. После процесса уваривания в будущую Марсалу добавляется бренди. Купаж выдерживается по системе солера, больше характерной для хереса. Марсала выдерживается от одного года, до десяти и более лет. Суть метода солера заключается в том, что бочки с выдерживаемой Марсалой укладываются рядами в 3-4 яруса. В бочки верхнего яруса заливается самая молодая Марсала, которая в ходе выдержки переливается ярусом ниже. В итоге получается, что выдерживаемая Марсала проходит все 3-4 яруса разных бочек.

Читайте также:  Ликер из зеленых и спелых грецких орехов рецепты домашнего алкоголя

Стоит отдельно отметить так называемое вино марсала speciale, содержащее различные вкусовые и ароматические добавки мандаринов, кофе, бананов и т.д. Производство такой Марсалы разрешено в Италии и других странах, при условии, что в основе используется Марсала, приготовленная на Сицилии.

Адмирал Нельсон считал Марсалу вином, достойным трапезы любого самого привередливого лорда.

Разновидности

В зависимости от минимальной продолжительности выдержки, марсалу делят на следующие виды.

  • отборная (фине) – крепостью 17°, выдержанная более 1 года;
  • высокого качества (суперьоре) – выдержанная от 2-х до 3-х лет и содержащая 18% спирта;
  • суперьоре ризерва должна провести в дубовых бочках не менее 4 лет, а у некоторых производителей выдерживается до 6 лет;
  • верджине или солера – марсала с 18% алкоголя, выдержанная от 5 до 7 лет;
  • верджине, солера стравеккио, солера ризерва имеют возраст не менее 10 лет.

Подобно другим винам, к марсале применимы следующие термины:

  • сладкое – обычно обозначает остаточное содержание сахара в концентрации 100 г/л;
  • полусладкое (полусухое) – как правило, 50-100 г/л;
  • сухое – имеет остаточное содержание сахара менее 40 г/л.

Кроме того, значение имеет и цвет вина «Марсала» (фото размещено в статье). Он зависит от используемого винограда, содержания сахара и др. Различают:

  • амбра (янтарную), которая по вкусу напоминает сухофрукты, миндаль и другие орехи (например, Gran Chef Ambra Demisec Marsala);
  • оро (золотую), также получаемую из белых сортов винограда, с ароматами изюма, ванили, лесных орехов и лакрицы (например, Marco de Bartoli la Miccia);
  • рубино (красную), обладает ярко выраженным цветом, источником которого являются красные сорта, и фруктовыми ароматами с танинным вкусом (например, Cantine Pellegrino).

Хотя марсалу по-прежнему знают и любят как вино, используемое в кулинарии, в последние время ее также ценят как историческое наследие. Качество напитка и былая слава находят воплощение в форме всемирно известного аперитива и десертного вина.

Качество напитка и былая слава находят воплощение в форме всемирно известного аперитива и десертного вина.

Свежие записи
  • Casal Garcia Vinho Verde Rosé, розовое полусухое
  • Landhaus Mayer Grüner Veltliner, 2018 белое сухое
  • Как охладить вино в морозилке
  • Ferdinand Mayr Exklusiv Zweigelt, 2018 красное полусухое
  • Golubitskoe Estate Рислинг, 2019 белое сухое
  • Вина Венгрии.

    oro (золотая)

    изготавливается из белого винограда. Может иметь аромат изюма, ванили, лесных орехов и лакрицы

    готовят из смеси чёрных и белых ягод.

    Марсала

    В рецепте Тирамису упоминается марсала.

    1) Что за вино марсала?

    2) Порядок цен и встречаемость в московских магазинах?

    3) Чем можно заменить? (на случай, если оно очень дорогое или редкое)

    Бывает для пития и для кухни. Встречается в наших супермаркетах,но редко.

    На нем написано – для кухни? Как различать?

    И если редко встречается, то чем все-таки можно заменить? В других рецептах видела кофейный ликер. Сомневаюсь, что какое-то вино может быть похоже на кофейный ликер .

    Вкус марсалы весьма своеобразный – мне запомнилось характерной ноткой т.н.”корабельной” смолы. Некоторыми тонами (поджаренного орешка) походит на мадеру. Ну и чуть пригорелой карамели.
    По выдержке различают три сорта Fine(1 год), Superiore(2 года) и Vergine (не менее 5), Riserva – означает удвоенный возраст выдержки. Stravecchio – очень старое (как у наших коньяков после пяти звёзд было – помните?). Ну и далее, как и у порто много вариантов по сухости и сорту винограда. Алкоголя 17-19%.

    Как кухонное используют самую дешёвую Fine, максимум Superiore.
    Можно попробовать заменить мадерой и пережнённом в карамель сахаром – но полностью это вкус не передаст.

    Отечественные и крымские варианты лучше не брать – ничего общего с оригиналом, единственно – очень недурна была молдавская марсала 1990г от Орхей-вин.

    Влезу со своим историческим занудством. Интересная история для пытливых питоков. Марсала — приморский город, основанный карфагенянами в 397 г. до н.э. и названный ими Лилибией. В средние века арабы переименовали город в Marsa Allah, что впоследствии превратилось… Ну, в общем, вы все поняли. Таким образом, получается, что и местное знаменитое крепленое десертное вино марсала (Marsala) самым непосредственным образом связано с Аллахом. А само вино было создано в 1773 году англичанином Джоном Вудхаусом, прибывшим на остров совсем с другой целью — прикупить миндаля. Бедного “миндалиста” настолько покорили местные вина, что Джон он быстренько сменил ориентацию, решив повторить успех португальской мадеры и испанского хереса. Для этого, не долго думая, приобрел и отправил большую партию вин на Британские острова. Естественно, пришлось добавить в вино немного бренди, чтобы оно могло выдержать долгое морское путешествие. Эксперимент удался — почти сразу же новое вино завоевало признание англичан (не дураков выпить). Более того, лорд Горацио Нельсон заказал крупную партию марсалы для своих матросов, надеясь укрепить боевой дух флота. Процесс пошел, а Вудхаус вошел, точнее, въехал на бочке с марсалой в Ее Величество Историю…

    Смотрим на этикетку вина. Существуют три уровня качества марсалы: Fine — выдержка 1 год и крепость 17% (это исключение, так как все другие виды имеют крепость не менее 18%); Superiore — выдержка 2 года и Vergine — 5 лет. Кроме того, слово Riserva, добавленное к названию, означает удвоенный возраст. Например, Marsala Superiore выдерживают 2 года, а Marsala Superiore Riserva — минимум 4 года, а для сухих терпких вин Vergine Riserva минимальный возраст вообще 10 лет. На этикетках самых выдержанных вин может встретиться еще одно слово — Stravecchio, то есть “очень старое”… По цвету марсала может быть “золотая” (Oro), “янтарная” (Ambra) — для них используют белые сорта винограда, и “красная” (Rubino) — из местных красных сортов.

    Характерной особенностью марсалы всегда считался смолистый привкус, приобретаемый вином от просмоленных бочек, в которых оно перевозилось на торговых судах. Впоследствии этот вкусовой оттенок, так называемый “тон корабельной смолы”, стали получать добавлением сильно уваренного сусла (calamich), смешанного с различными компонентами, в частности, с небольшим количеством смолы (так, например, делают янтарную марсалу). Винодел должен следить, чтобы сусло не подгорело, иначе во вкусе вместо приятной легкой горчинки появится неприятная горечь. Если к названию марсалы добавляется слово Soleras, то сусло в вино не добавляют. Чаще всего так делают сухую марсалу Vergine Soleras — вино, которое, подобно портвейну или хересу, пьют исключительно в качестве аперитива. А сладкая марсала — прекрасное десертное вино, особенно если его слегка охладить (на 5-6° С ниже комнатной температуры).

    Несмотря на периоды упадка (закон, жестко регулирующий производство марсалы появился только в 1984 году), когда марсала применялась лишь в кулинарных целях (сладкая — для десертов, сухая — для мясных блюд), вино было и остается гордостью Сицилии, а для кулинарных целей теперь существуют особые виды Марсалы — Cremovo и Cremovo Zabaione. В последние годы интерес к вину резко возрос — любителям нравится и сухая марсала Marsala Vergine, и Superiore Riserva с таким теплым комплексным букетом, что можно говорить о марсале как о лучшем крепленом вине Европы (к сожалению, мало раскрученном в России). Она — прекрасный аперитив, чудесно подходит к острым зрелым сырам и десертам, а ее способность сочетаться с шоколадом — вообще большая редкость! Сухую можно смело подавать даже к супам и бульонам — сам великий Брийя Саварен утверждал, что после консоме нужно непременно выпить рюмочку сухой марсалы.

    Если я что-то и напутал в терминологии, то мэтры меня поправят. А вообще вино и вправду интересное. И в кулинарных целях — тоже.

    Кроме того, слово Riserva, добавленное к названию, означает удвоенный возраст.

    Жизнь со вкусом Марсала

    «Доменико Баффа откупорил бутылку своей фирменной «Верджине» десятилетней выдержки, приготовленной исключительно из винограда сорта Грилло, и щедро наполнил бокал размером с аквариум для золотой рыбки. В полумраке стал виден мерцающий цвет напитка – желтый, как лютик, густой и насыщенный. Я понюхал вино и почувствовал смесь восхитительных оттенков душистого горошка, ракитника, персика и ириски со следами трубчатого табака. — Великолепно. Дивный букет, — сказал я и сделал маленький глоток. Марсала обволокла мой язык деликатно и нежно, как шелковый шарф, оставляя пронзительное сочетание разнообразных вкусов, включая легкую сладость. И я сразу же вспомнил свою первую поездку на Сицилию…»

    Мэтью Форт “Сицилия. Сладкий мед. Горькие лимоны”

    Приветствую Вас, дорогие друзья! Место встречи – Сицилия! Солнечный остров – остров сбывшихся мечтаний, необыкновенного голубого неба, прекрасной незабываемой кухни, знаменитых сладостей, мафии и Марсалы. Добро пожаловать! После такой затравки Мэтью Форта, безусловно, хочется продолжить знакомство с самым знаменитым и легендарным сицилийским вином.

    Марсала – западный регион Сицилии, остров на «носке сапога» Италии, который и дал название итальянскому крепленому вину. История ее популярности – это история двух событий: торгового и военного.

    В 1773 в Сицилию прибыл английский купец Джон Вудхаус. Это считается чуть ли не единственным достоверным историческим фактом об истории марсалы. То ли мадеру, то ли миндаль, то ли природную кристаллическую соду искал Вудхаус в этих краях, но, распробовав местные вина, он решил торговать в своем родном Ливерпуле именно сицилийскими винами. Чтобы вино выдержало морскую поездку, его нужно было «подкрепить» более сильным спиртным напитком, и Вудхаус выбрал для этой цели бренди. Великобритания полюбила мощное сладкое крепкое вино сразу (или не с первого раза, как утверждают иные источники, но главное ведь, что все-таки полюбила).

    Военный успех адмирала Горацио Нельсона, который считал марсалу более чем достойным вином, сделал этому напитку просто небывалую рекламу. После победы при Трафальгаре марсала, которую закупали на флот вместо рома, стала «вином победы» и окончательно завоевала любовь британцев.

    На этом «военная» слава марсалы не закончилась: 11 мая 1863 Джузеппе Гарибальди высадился со своими силами в Сицилии и занял Палермо, где подкреплял военный дух своих бойцов именно марсалой. Правда это или легенда, но самая сладкая из разновидностей марсалы получила название «Гарибальди Дольче» (Garibaldi Dolce).

    Интересная история марсалы в США: во времена Сухого закона марсала продавалась как медицинский тонизирующий напиток. Бутылка и этикетка были более похожи на лечебную микстуру, чем на вино, и американцы даже считали марсалу самым полезным напитком.

    Марсала – особенное вино: его рецептура отличается от других крепленых вин. Если Вы пробуете марсалу впервые, забудьте все, что Вы знали о винах: цвет, вкус, аромат, консистенция – все в марсале исключительно и совсем не похоже на другие вина.

    Главная отличительная черта марсалы – темный насыщенный цвет: даже если на этикетке написано, что марсала белая, цвет ее на самом деле темный, коричневый, как карамель. Вкус и аромат – бархатный, густой, более насыщенный, чем у других вин. Причина такой разницы кроется в рецептуре: для изготовления марсалы обычное вино крепостью 12-14% сильно уваривают в медных котлах. То есть, даже легкое белое вино после уваривания стает более плотным, получает легкую приятную горчинку и темный цвет.

    Своему насыщенному «смолистому» вкусу марсала обязана выдержке в дубовых бочках от 4 месяцев до 5 лет. Раньше использовали технологию ступенчатой выдержки (солера): емкости выставлялись одна над другой в несколько ярусов и вино поочередно настаивалось в них от самой верхней до нижней бочки. Когда вино переливали в нижнюю бочку, верхняя заполнялась свежим вином (то есть, разница в возрасте вина каждого яруса – 1 год). Но классическая технология слишком «неудобна» современным производителям, поэтому ее практически нигде не используют.

    Для крепости в марсалу добавляют бренди, который также обогащает букет вина. Но главная задача крепкого алкоголя в марсале, конечно же – увеличить сроки хранения. Благодаря этому Вы можете не переживать, открыв вино и недопив его сразу: марсала запросто подождет несколько дней без особых потерь вкуса и аромата, если закрыть бутылку пробкой. Этот напиток может храниться даже в теплом месте, но перед распитием лучше ее все-таки немного охладить.

    Огромное применение нашла марсала в кулинарных традициях Сицилии – помимо того, что она сама прекрасный аперитив и дижестив, она является уникальной составляющей блюд сицилианской кухни: вино добавляют в соусы и заправки для пасты, маринады для мяса и рыбы, салаты, сладости, шоколад и кофе.

    Одна из разновидностей знаменитого десерта Тирамису, изготавливаемого на основе печенья Савоярди содержит в своем составе марсалу. В классическом варианте перед созданием десерта печенье обмакивают в кофе – в данном же варианте печенье обмакивают в кофе настоянный на марсале.

    Читайте также:  Имбирная водка: рецепт приготовления в домашних условиях

    Марсала является прекрасным дополнением к знаменитым сицилийским сырам: рагузано, пекорино, горгонзола, рикотта, скаморца, качоковалло и проволоне.

    Не обошла марсала своим вниманием сицилийских кондитеров и шоколатье – многие из сладостей содержат в своем составе это уникальное вино – знаменитые канноли и гранита. Некоторые из видов шоколада из города Модика так же содержат в своем составе марсалу – и тут надо сказать, что это вино одно из немногих вин мира, которые принято подавать к шоколаду – марсала прекрасно балансирует, дополняет и оттеняет его вкус и аромат.

    Un buon vino è come un buon film: dura un istante e ti lascia in bocca un sapore di gloria; è nuovo ad ogni sorso e, come avviene con i film, nasce e rinasce in ogni assaggiatore. Federico Fellini.

    Хорошее вино — как хороший фильм: быстро заканчивается, оставляя великолепное послевкусие; с каждым глотком в нем открывается что-то новое, и как это часто бывает с фильмами — оно рождается и возрождается в каждом новом ценителе. Федерико Феллини.

    Я желаю Вам успеха в делах, процветания, новых шедевров, приятных мыслей и, конечно же, вдохновения идти тем путем, который Вы сами избрали! И пусть всегда самые незабываемые моменты Вашей жизни будут вкуса Марсала!

    P.S. Релиз коллекции подготовлен по материалам сети Internet.

    Для создания работ использованы заготовки из мастерских: Лены Резлер, Сергея Масенко и Андрея Толочкина

    Текстильные аксессуары для работ и фотосъемки – мастер Мария Кондрашова

    Великолепно.

    Марсала – вкус сицилийской страсти

    • ЖАНРЫ 360
    • АВТОРЫ 262 727
    • КНИГИ 606 885
    • СЕРИИ 22 763
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 571 713

    Стоя у кромки залитого солнцем пляжа, Франческо смотрел на дело своих рук, испытывая при этом двойственное чувство. Хотя вернее было сказать, на дело своей воли, потому что ее понадобилось немало. Почти все родственники, члены обширной и очень состоятельной семьи Бальони, были против, даже называли его сумасшедшим. Несмотря даже на то что отец давно уступил право на эту землю ему — за значительную, кстати, сумму, — если бы не пошатнувшееся здоровье старика, вряд ли Франческо удалось бы его более чем сомнительное с деловой точки зрения предприятие. Отец лег бы костьми, но помешал бы ему осуществить задуманное.

    Однако все препятствия преодолены и обратной дороги нет. Но какой бы трудной ни казалась первая часть плана, это только начало. Беда в том, что дальше все будет зависеть не только от него, вернее, главным образом не от него. А как поведет себя Роберта, известно одному лишь Господу Богу. Придется лететь в Лондон, благо у него там хватает и других дел. Считая недостойным устраивать за ней слежку, хотя имел на это моральное право, Франческо все же знал, что она устроилась на работу в одну из художественных галерей, не бедствует и продолжает жить в уступленном им доме.

    Будучи далеко не трусливым человеком, Франческо опасался предстоящей встречи. Но дальше так продолжаться не могло, вопрос должен был быть решен и решен так, как это нужно ему. Разумеется, во многом виноват он сам: нельзя было пускать дело на самотек. Пословица, гласящая, что время — лучший лекарь, в данном случае себя не оправдала. Необходимо было действовать еще тогда, шесть месяцев назад, не обращая внимания на болезненное самолюбие и уязвленную гордость. Надо было заставить Роберту объясниться — это сберегло бы ему нервы и сохранило душевное спокойствие.

    Черт побери, кто бы мог заподозрить, что всемогущий Бальони может страдать от сердечной раны, как только что окончивший школу юнец! Хорошо еще, что об этом никто не знает. Страшно подумать, какой вой подняла бы по такому удобному поводу пресса.

    Решено, как только он уладит дела с Луизой, так сразу вылетает в Лондон. Надо решать, хотя ставка пугающе высока — счастье всей его жизни.

    Осторожно и тихо, как только могла, Роберта отступила от полуоткрытой двери.

    Это далось ей с некоторым трудом. Боязнь привлечь внимание находящихся в спальне людей, дать знать о своем присутствии, заставляла сердце биться чаше, а голову кружиться. На бледном, окаймленном иссиня-черными волосами — наследство от прабабушки-испанки — лице выделялись лихорадочно блестящие изумрудно-зеленые глаза.

    Она чувствовала себя больной, больной от переполняющего ее гнева и ощущения совершенного по отношению к ней предательства. И прежде чем встретиться лицом к лицу с неизбежным, требовалось время, чтобы взять себя в руки. Необходимо было вновь спуститься вниз, попытаться забыть о только что представшей перед ее изумленными глазами картине, окончательно лишившей даже того шаткого внутреннего умиротворения, которого, как ей казалось, она сумела достичь.

    Внутреннего умиротворения. Как бы не так!

    Это просто смехотворно, подумала Роберта, отступая к лестнице. Умиротворение было как раз тем, чего она не знала уже очень давно. Если, конечно, иметь в виду настоящее умиротворение, то чудесное ощущение истинного счастья, счастья и адекватности окружающему тебя миру, как это было, кажется, совсем еще недавно.

    Нет, она не должна вспоминать прошлое, просто не может позволить себе это. Необходимо было полностью сосредоточиться на настоящем, иначе можно окончательно сойти с ума.

    — Роберта? — Это был голос Сайласа, низкий и резкий от неожиданности.

    Раздался скрип кровати, затем звук тяжелых шагов, приглушенных покрывающим пол ковром.

    Стоящий в холле человек тоже услышал эти звуки. Услышал и голос — мужской голос, заставивший его сердце болезненно сжаться.

    Она была с мужчиной здесь, в доме, в котором они некогда жили вместе. Значит, Роберта не восприняла всерьез его угрозу вернуться назад, и вернуться скоро.

    Его милая Роберта не теряла времени и нашла себе другого мужчину. Нашла… и потеряла, если только та торопливость, с которой стройная темноволосая фигурка в бледно-зеленой блузке и более темной расклешенной юбке спускалась по изогнутой лестнице, о чем-нибудь говорит.

    Нет, она явно несчастлива, настолько несчастлива, что даже не заметила его, стоящего в тени у двери, чему, правда, способствовали темные волосы и черная кожаная куртка. По одному этому уже можно было догадаться, что именно ей довелось увидеть в спальне на втором этаже.

    Спальне, некогда бывшей их совместной.

    Его охватила ярость, вызвавшая красную пелену перед глазами и лишившая всякой способности рассуждать здраво. Да и вообще рассуждать хоть как-нибудь.

    — Роберта? — вновь позвал Сайлас. Хрипловатые нотки в его голосе свидетельствовали о вещах, о которых не хотелось даже и думать. — Это ты? — Теперь голос зазвучал сердито.

    И прежде чем Роберта смогла найти, что ответить, или хотя бы подать голос, чтобы дать знать о своем присутствии, он уже выбежал на лестничную площадку и перегнулся через перила. Длинные белокурые волосы растрепаны, лицо раскраснелось. Однако, по крайней мере, Сайлас удосужился надеть джинсы, хотя торс был по-прежнему обнажен, а ноги босы.

    — Так это все-таки ты! Разве ты не слышала, что я тебя зову? Какого черта не отвечаешь? Чего тебя принесло так рано?

    Подобная тактика была ей хорошо знакома. Забросать оппонента ворохом вопросов с тем, чтобы, ошарашенный, тот не мог понять, на какой отвечать первым. Это означало, что Сайлас, не будучи уверен в том, как долго она находится в доме и поднималась ли уже наверх, пребывает в полном замешательстве.

    — Я имею право приходить и уходить, когда мне вздумается. Это мой дом!

    С формальной точки зрения, мысленно поправил ее стоящий в тени мужчина. Этот большой лондонский дом всегда принадлежал семье Бальони. Он позволил ей жить здесь только потому, что это его устраивало, но дом Роберте не принадлежал. Даже при условии, что она до сих пор, опять же формально, оставалась его женой.

    Как оказалось, действительно формально.

    Поначалу он поддался было соблазну выйти из скрывающей его тени и неожиданно предстать перед ними, но после появления блондина на лестничной площадке передумал. Подождать и понаблюдать за происходящим будет гораздо умнее. Потому что все свидетельства внезапно прерванного сексуального акта были налицо, они явно читались на виноватой физиономии подонка. Насколько можно было судить, в спальне, из которой выскочил Сайлас, находилась еще одна имеющая отношение к делу женщина.

    — Роберта, стоит ли дуться из-за какой-то ерунды! — Торопливо пригладив волосы и застегивая на ходу джинсы, блондин начал торопливо спускаться по лестнице.

    Ледяной тон Роберты заставил невольного свидетеля этой сцены усмехнуться. Этот тон был ему хорошо знаком. Даже слишком хорошо. Ему самому неоднократно приходилось слышать его, а память о последнем столкновении до сих пор причиняла боль.

    — Ерунды, ты сказал?

    — Ну хорошо. Предположим, что я на время прилег на твою постель. — По всей видимости, блондин полагал, что ему удастся выйти сухим из воды. — Что в этом такого страшного? Рано или поздно мы все равно стали бы спать там вместе.

    — Я пока еще не предлагала тебе переехать сюда. Да и не собиралась, по правде говоря.

    — Да, ты не произносила таких слов вслух, но мы оба понимали, что это просто вопрос времени.

    Как он уверен в себе, подумала Роберта, чей гнев в сочетании с обидой и унижением образовал весьма взрывоопасную смесь. Было совершенно ясно, Сайлас полагает, что она еще не поднималась наверх, не знает, чем он занимался в спальне, и рассчитывает легко отделаться. Очевидно, она казалась ему легковерной и простодушной, способной принять на веру все, что скажут. Больше всего бесило то, что поглощенная своим одиночеством и горем Роберта сама дала ему повод так думать.

    Почти все родственники, члены обширной и очень состоятельной семьи Бальони, были против, даже называли его сумасшедшим.

    Первое впечатление

    Лучший вид на Этну — с террасы сеньоры Агаты. Эта дама живет в курортном районе Джардини Наксоса и содержит прекрасную виллу, где мы и остановились во время первого путешествия в Сицилию. От аэропорта Катании до дома сеньоры Агаты около 40 минут дороги вдоль моря, виноградников и кактусов с клоунскими носами.

    Наш первый день на Сицилии начинается с завтрака на террасе, где алые лепестки азалий танцуют на каменном полу среди кирпичных колонн, олив в керамических горшках и инжирных деревьев. Хозяйка ставит на стол кувшин с соком красного сладкого апельсина. Рядом стоят прозрачные стаканы — кажется, они созданы, чтобы разливать вокруг этот рубиновый свет. На горизонте — Этна в окружении коричневых холмов с редкими пучками выжженной травы. Сицилия напоминает мне северную Африку. Пепельно-серебристые листья олив и маленькие пальмы на каменном полу террасы только подчеркивают этот суровый пейзаж.

    Бронте городок в глубине острова за Этной.

    ЦВЕТ МАРСАЛА В ОДЕЖДЕ И ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ ЦВЕТА

    Цвет марсала представляет собой насыщенный красно-коричневый оттенок, невероятно привлекательный цвет, особенно в одежде. Его еще называют винный. Но… вы, наверное, знаете, что есть еще один цвет и тоже винный. Это бургунди, в котором красного чуть больше. Цвет марсала похож на цвет сицилийского вина, которое производится в городе Марсала. А сам город находится в Сицилии, где он расположен на месте древнего города Лилибея, связанного с историей Карфагена.

    По имени города вино получило название. Говорят, что адмирал Нельсон считал марсалу вином, «достойным трапезы любого самого привередливого лорда». Оно производится из винограда, который растет в окрестностях Марсалы и Трапани.

    От этого изысканного цвета излучается некая таинственность, в нем есть страсть и изысканный шарм. Цвет марсала весьма благородный, поэтому он относится к аристократическим цветам. Именно поэтому его предпочитают роскошные женщины. Цвет марсала ассоциируется со спокойствием и властью. В то же время он обладает внутренней теплотой.

    Цвет марсала в одежде – лучшие сочетания

    Цветом марсала может быть как деловая одежда, так и роскошная вечерняя. Все зависит от красоты и эффекта ткани. В первом случае подойдет матовый оттенок, а во втором – струящийся глянцевый шелк. Особенно роскошно цвет марсала выглядит в дорогих материалах – шелке, атласе, парче, бархате.

    Платье. Платье цвета марсала выглядит всегда нарядным, в нем вы можете, закончив рабочий день, пойти на прогулку с друзьями, посидеть в кафе. Такое платье, даже с фасоном, предполагающим офисные будни, подойдёт для празднования какого-нибудь торжества.

    В строгом платье, добавив жакет, можно отправиться на деловую встречу. Платье цвета марсала из лёгкой ткани может стать повседневным для летних прогулок, а плотное вязаное или шерстяное подойдет для прохладного сезона. В последнем случае к платью можно подобрать красивую шаль или оригинально повязать шарф.

    Читайте также:  Настойка пиона показания к применению

    Блузка цвета марсала шикарно выглядит с черными брюками или юбкой-карандаш. Невероятно женственный и романтичный наряд.

    Свитер цвета марсала крупной вязки хорошо смотрится с джинсами или черными брюками.

    А если, предположим, надеть брюки цвета марсала. Можете быть уверены в том, что они станут в вашем гардеробе незаменимы в сочетаниях с различным видом верха.

    Верхняя одежда. Пальто, куртки, тренчи в цвете марсала – это прекрасно, но пальто или накидка выглядят потрясающими.

    Аксессуары в цвете марсала. Дополнить свой образ аксессуарами в цвете марсала – означает создать великолепный образ. Ремень, сумочка или перчатки добавят в образ чувство стиля и элегантность.

    Цвет марсала – сочетание с другими цветами

    Черный. Благородный марсала прекрасно сочетается с черным. Можно создать образ, в котором появляется третий, но не лишний цвет. Это может быть белый либо персиковый. Однако сочетание черного и марсала без каких-либо дополнений выглядит, несомненно, роскошно.

    Серый. Марсала дружит и с серым цветом. Оба цвета в сочетании подчеркивают один другого.

    Бежевый. Это благородное сочетание. Бежевый имеет огромное разнообразие оттенков. С цветом марсала прекрасно смотрится бежевый с розоватым оттенком. Бежевый и марсала выгодно влияют друг на друга. В этом сочетании подчеркивается страсть марсала и спокойствие и нежность бежевого.

    Белый. Белый цвет проведет контрастную линию между светлым и глубоким насыщенным цветом.

    Розовый. Стилисты рекомендуют к подбору этих цветовых сочетаний подходить осторожно. Розовый может быть разным, а потому выбор есть, можно смело экспериментировать.

    Персиковый. Персиковый цвет смягчит цвет марсала. В комбинации с ним марсала еще более покажется загадочным и смелым.

    Экспериментировать можно, сочетая цвет, марсала с зеленым или синим. Однако, составляя образ с этими цветами, чаще всего требуется дополнение с другими, может быть, яркими оттенками.

    В сочетании с двумя цветами, один из которых марсала, добавлять третий цвет надо весьма осторожно. Марсала самодостаточный цвет. Он демонстрирует состоятельность и авторитарность. В нем чувствуется внутренняя мощь. Составляя образ из разных цветовых оттенков, следует выбрать один из них главным и ему отдать предпочтение на 60%, а остальные предоставить другому цвету.

    Кому подходит марсала

    Шикарно смотрится цвет марсала и на юных девушках, и на дамах зрелого возраста. Некоторые не доверяют этому цвету, считая, что он непременно увеличит возраст. Все зависит от вашего вкуса и правильного выбора сопутствующих цветов. Дамы в серьезном возрасте будут выглядеть лучше, если составят образ, в котором марсала сочетается с другими темными цветами. Юные девушки могут позволить себе экспериментировать с яркими дополнениями.

    Маникюр и макияж марсала

    Макияж может быть выполнен полностью в оттенках марсала, а можно добавить лишь помаду этого оттенка. Многим, и блондинкам, и брюнеткам, помада цвета марсала станет идеальным выбором. Особенно красив в оттенках марсала вечерний макияж. В сочетании с губной помадой марсала великолепно смотрится лак для ногтей в тон.

    Темный винный оттенок продолжает нас покорять. Насыщенный, глубокий, романтичный марсала в одежде и аксессуарах захватывает власть на полках магазинов и наших гардеробных. Этот цвет способен визуально скорректировать наши проблемные фигуры, придать стройность и элегантность.

    Платье цвета марсала выглядит всегда нарядным, в нем вы можете, закончив рабочий день, пойти на прогулку с друзьями, посидеть в кафе.

    Как одеться гостям

    Дресс-код на цветной свадьбе необходим. Подружки невесты и друзья жениха одеваются в единой стилистике и выбранном цвете, но с одним условием – чтобы их наряды отличались от одежд новобрачных. То есть, если девушка идет под венец в бордовом платье, то подружки поддерживают ее в светлых одеяниях того тона, который выбран в дополнение к марсала. И, наоборот, светлое платье диктует темные наряды для девушек-подружек. То же самое относится и к мужской половине приглашенных участников свадебной церемонии.

    Остальным гостям не обязательно наряжаться в цвета свадьбы. Главное, чтобы костюм или платье выглядели достойно и соответственно торжественному моменту. А акцент цвета марсала можно сделать шарфиком, брошкой, галстуком, перчатками или поясом.

    То же самое относится и к мужской половине приглашенных участников свадебной церемонии.

    Марсала – вкус сицилийской страсти

    • ЖАНРЫ 360
    • АВТОРЫ 262 727
    • КНИГИ 606 885
    • СЕРИИ 22 763
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 571 713

    Стоя у кромки залитого солнцем пляжа, Франческо смотрел на дело своих рук, испытывая при этом двойственное чувство. Хотя вернее было сказать, на дело своей воли, потому что ее понадобилось немало. Почти все родственники, члены обширной и очень состоятельной семьи Бальони, были против, даже называли его сумасшедшим. Несмотря даже на то что отец давно уступил право на эту землю ему — за значительную, кстати, сумму, — если бы не пошатнувшееся здоровье старика, вряд ли Франческо удалось бы его более чем сомнительное с деловой точки зрения предприятие. Отец лег бы костьми, но помешал бы ему осуществить задуманное.

    Однако все препятствия преодолены и обратной дороги нет. Но какой бы трудной ни казалась первая часть плана, это только начало. Беда в том, что дальше все будет зависеть не только от него, вернее, главным образом не от него. А как поведет себя Роберта, известно одному лишь Господу Богу. Придется лететь в Лондон, благо у него там хватает и других дел. Считая недостойным устраивать за ней слежку, хотя имел на это моральное право, Франческо все же знал, что она устроилась на работу в одну из художественных галерей, не бедствует и продолжает жить в уступленном им доме.

    Будучи далеко не трусливым человеком, Франческо опасался предстоящей встречи. Но дальше так продолжаться не могло, вопрос должен был быть решен и решен так, как это нужно ему. Разумеется, во многом виноват он сам: нельзя было пускать дело на самотек. Пословица, гласящая, что время — лучший лекарь, в данном случае себя не оправдала. Необходимо было действовать еще тогда, шесть месяцев назад, не обращая внимания на болезненное самолюбие и уязвленную гордость. Надо было заставить Роберту объясниться — это сберегло бы ему нервы и сохранило душевное спокойствие.

    Черт побери, кто бы мог заподозрить, что всемогущий Бальони может страдать от сердечной раны, как только что окончивший школу юнец! Хорошо еще, что об этом никто не знает. Страшно подумать, какой вой подняла бы по такому удобному поводу пресса.

    Решено, как только он уладит дела с Луизой, так сразу вылетает в Лондон. Надо решать, хотя ставка пугающе высока — счастье всей его жизни.

    Осторожно и тихо, как только могла, Роберта отступила от полуоткрытой двери.

    Это далось ей с некоторым трудом. Боязнь привлечь внимание находящихся в спальне людей, дать знать о своем присутствии, заставляла сердце биться чаше, а голову кружиться. На бледном, окаймленном иссиня-черными волосами — наследство от прабабушки-испанки — лице выделялись лихорадочно блестящие изумрудно-зеленые глаза.

    Она чувствовала себя больной, больной от переполняющего ее гнева и ощущения совершенного по отношению к ней предательства. И прежде чем встретиться лицом к лицу с неизбежным, требовалось время, чтобы взять себя в руки. Необходимо было вновь спуститься вниз, попытаться забыть о только что представшей перед ее изумленными глазами картине, окончательно лишившей даже того шаткого внутреннего умиротворения, которого, как ей казалось, она сумела достичь.

    Внутреннего умиротворения. Как бы не так!

    Это просто смехотворно, подумала Роберта, отступая к лестнице. Умиротворение было как раз тем, чего она не знала уже очень давно. Если, конечно, иметь в виду настоящее умиротворение, то чудесное ощущение истинного счастья, счастья и адекватности окружающему тебя миру, как это было, кажется, совсем еще недавно.

    Нет, она не должна вспоминать прошлое, просто не может позволить себе это. Необходимо было полностью сосредоточиться на настоящем, иначе можно окончательно сойти с ума.

    — Роберта? — Это был голос Сайласа, низкий и резкий от неожиданности.

    Раздался скрип кровати, затем звук тяжелых шагов, приглушенных покрывающим пол ковром.

    Стоящий в холле человек тоже услышал эти звуки. Услышал и голос — мужской голос, заставивший его сердце болезненно сжаться.

    Она была с мужчиной здесь, в доме, в котором они некогда жили вместе. Значит, Роберта не восприняла всерьез его угрозу вернуться назад, и вернуться скоро.

    Его милая Роберта не теряла времени и нашла себе другого мужчину. Нашла… и потеряла, если только та торопливость, с которой стройная темноволосая фигурка в бледно-зеленой блузке и более темной расклешенной юбке спускалась по изогнутой лестнице, о чем-нибудь говорит.

    Нет, она явно несчастлива, настолько несчастлива, что даже не заметила его, стоящего в тени у двери, чему, правда, способствовали темные волосы и черная кожаная куртка. По одному этому уже можно было догадаться, что именно ей довелось увидеть в спальне на втором этаже.

    Спальне, некогда бывшей их совместной.

    Его охватила ярость, вызвавшая красную пелену перед глазами и лишившая всякой способности рассуждать здраво. Да и вообще рассуждать хоть как-нибудь.

    — Роберта? — вновь позвал Сайлас. Хрипловатые нотки в его голосе свидетельствовали о вещах, о которых не хотелось даже и думать. — Это ты? — Теперь голос зазвучал сердито.

    И прежде чем Роберта смогла найти, что ответить, или хотя бы подать голос, чтобы дать знать о своем присутствии, он уже выбежал на лестничную площадку и перегнулся через перила. Длинные белокурые волосы растрепаны, лицо раскраснелось. Однако, по крайней мере, Сайлас удосужился надеть джинсы, хотя торс был по-прежнему обнажен, а ноги босы.

    — Так это все-таки ты! Разве ты не слышала, что я тебя зову? Какого черта не отвечаешь? Чего тебя принесло так рано?

    Подобная тактика была ей хорошо знакома. Забросать оппонента ворохом вопросов с тем, чтобы, ошарашенный, тот не мог понять, на какой отвечать первым. Это означало, что Сайлас, не будучи уверен в том, как долго она находится в доме и поднималась ли уже наверх, пребывает в полном замешательстве.

    — Я имею право приходить и уходить, когда мне вздумается. Это мой дом!

    С формальной точки зрения, мысленно поправил ее стоящий в тени мужчина. Этот большой лондонский дом всегда принадлежал семье Бальони. Он позволил ей жить здесь только потому, что это его устраивало, но дом Роберте не принадлежал. Даже при условии, что она до сих пор, опять же формально, оставалась его женой.

    Как оказалось, действительно формально.

    Поначалу он поддался было соблазну выйти из скрывающей его тени и неожиданно предстать перед ними, но после появления блондина на лестничной площадке передумал. Подождать и понаблюдать за происходящим будет гораздо умнее. Потому что все свидетельства внезапно прерванного сексуального акта были налицо, они явно читались на виноватой физиономии подонка. Насколько можно было судить, в спальне, из которой выскочил Сайлас, находилась еще одна имеющая отношение к делу женщина.

    — Роберта, стоит ли дуться из-за какой-то ерунды! — Торопливо пригладив волосы и застегивая на ходу джинсы, блондин начал торопливо спускаться по лестнице.

    Ледяной тон Роберты заставил невольного свидетеля этой сцены усмехнуться. Этот тон был ему хорошо знаком. Даже слишком хорошо. Ему самому неоднократно приходилось слышать его, а память о последнем столкновении до сих пор причиняла боль.

    — Ерунды, ты сказал?

    — Ну хорошо. Предположим, что я на время прилег на твою постель. — По всей видимости, блондин полагал, что ему удастся выйти сухим из воды. — Что в этом такого страшного? Рано или поздно мы все равно стали бы спать там вместе.

    — Я пока еще не предлагала тебе переехать сюда. Да и не собиралась, по правде говоря.

    — Да, ты не произносила таких слов вслух, но мы оба понимали, что это просто вопрос времени.

    Как он уверен в себе, подумала Роберта, чей гнев в сочетании с обидой и унижением образовал весьма взрывоопасную смесь. Было совершенно ясно, Сайлас полагает, что она еще не поднималась наверх, не знает, чем он занимался в спальне, и рассчитывает легко отделаться. Очевидно, она казалась ему легковерной и простодушной, способной принять на веру все, что скажут. Больше всего бесило то, что поглощенная своим одиночеством и горем Роберта сама дала ему повод так думать.

    Но дальше так продолжаться не могло, вопрос должен был быть решен и решен так, как это нужно ему.

  • Добавить комментарий