Водка Artsakh (Арцах) — история производства, описание вкусовых качеств продукта

Характеристики спиртного

Крепость армянской водки варьируется от 40 до 75%, но пьется она легко: богатый букет сглаживает высокую градусность, правильно сделанный напиток не обжигает горло и не отдает спиртом. Во вкусе чувствуются тона шелковицы, древесной коры, луговых трав.

Благодаря высокой крепости и полностью натуральным ингредиентам, арцах обладает хорошими противовоспалительными свойствами, способствует улучшению пищеварения, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.

Технология приготовления.

Виноградный, абрикосовый и кизиловый Арцах

Каждый из вкусовых вариантов тутовой водки понравится тем, кто предпочитает фруктовые и ягодные ароматы. Все три вида напитка могут стать как аперитивами, так и дижестивами. Тонкие ароматы и насыщенный фруктово-ягодный букет хорошо сочетается с блюдами из домашней птицы, легкими десертами и овощными закусками.

В этом напитке преобладают нотки шелковицы и сухофруктов. Все это отлично сочетается с рыбными блюдами.

Аромат этого напитка раскрывается постепенно, демонстрируя нотки ванили, копченостей и карамели.

Что стоит попробовать

  1. Виноградный, абрикосовый и кизиловый Арцах

Каждый из вкусовых вариантов тутовой водки понравится тем, кто предпочитает фруктовые и ягодные ароматы. Все три вида напитка могут стать как аперитивами, так и дижестивами. Тонкие ароматы и насыщенный фруктово-ягодный букет хорошо сочетается с блюдами из домашней птицы, легкими десертами и овощными закусками.

Нотки пряностей и ванили дополняются древесными ароматами и образуют очень сложный и многогранный букет. Такая водка хороша в охлажденном виде с мясными блюдами.

В этом напитке преобладают нотки шелковицы и сухофруктов. Все это отлично сочетается с рыбными блюдами.

Арцах Тутовый Платиновый

Аромат этого напитка раскрывается постепенно, демонстрируя нотки ванили, копченостей и карамели. Благодаря смеси ароматов платиновая тутовка хорошо подходит к японской и восточной кухне.

Не забывайте о том что Арцах — не просто традиционная кавказская водка, а самый настоящий целебный напиток, который проделал путь длиной в тысячелетие для того, чтобы оказаться на вашем столе. Приобретите бутылку тутовой водки в магазине «WineStreet» и окунитесь в историю и традиции гордого горного народа.

Не забывайте о том что Арцах не просто традиционная кавказская водка, а самый настоящий целебный напиток, который проделал путь длиной в тысячелетие для того, чтобы оказаться на вашем столе.

Арцах

Изначально предприятие АОЗТ «Арцах Алко» было создано, чтобы перевести домашнее производство традиционного тутового напитка в Арцахе (Нагорный Карабах) на промышленную основу. Это было сделано в 1998 году.

Ценой внушительных материальных и финансовых вложений в разрушенный войной винзавод поселка Аскеран компании удалось наладить производство не имеющего аналогов высококачественного тутового напитка «Арцах» и практически сразу же получить за него Золотую медаль на Московской выставке-ярмарке «Продэкспо 1999». То были профессиональное признание тутового напитка, его официальная «Ратификация» на рынке и, пожалуй, первая серьезная заявка на выход на международный рынок.

Изготовление тутового напитка в Арцахе имеет глубокие исторические корни. Практически в каждой семье готовят этот традиционный крепкий алкогольный напиток. Продукт производится по классической технологии, которую используют во всем мире при изготовлении ягодных бренди, однако специфичность сырья требует применения на подготовительном этапе и традиционных местных технологических приемов, не встречающихся более нигде в мире. Перегонка осуществляется в небольших медных кубах (подобных по форме коньячным), что обеспечивает высокое качество и ароматичность дистиллята.

Производству тутового напитка «Арцах» предшествовала тщательная работа, скрупулезные всесторонние исследования в научно-производственной лаборатории знаменитой московской водочной фирмы «Кристалл» и установление его необходимых параметров. Отзывы были получены самые похвальные. Это была действительно кропотливая работа, но зато и результаты оказались более чем воодушевляющими.

Вот так и состоялся тутовый напиток «Арцах» – несомненно, достойный того, чтобы как армянский ягодный напиток выйти на мировой рынок.

Если сейчас нас спрашивают, что же мы считаем нашим главным успехом, то ответ таков: мы смогли сделать так, что армянский национальный напиток стал столь же известен, как и признанные и распространенные по всему миру шнапс, арманьяк, кальвадос, текила и другие плодово-ягодные спиртные напитки.

Иначе говоря, благодаря усилиям фирмы «Арцах Алко» армянский тутовый напиток проложил себе путь на заграничные просторы.

Производство последовательно расширялось, так что уже довольно быстро тутовый напиток «Арцах» и другие его разновидности, а также вина оказались на столах не только наших, но и зарубежных ценителей и знатоков. Наша продукция уже завоевала десятки золотых, серебряных и бронзовых медалей, множество дипломов. Производимые спиртные напитки получили повсеместное признание за свои превосходные товарные, вкусовые и даже целительные качества. Этот факт – основной стимул для концерна «Арцах Алко» за счет новых инвестиций постоянно увеличивать объемы производства. И вот, помимо завода, выпускающего тутовый напиток, появился оснащенный самым современным оборудованием (ничего подобного ни по мощности, ни по качеству Арцах еще не знал) еще один завод по производству пшеничной водки «ОГАНЯН», которая тоже пользуется неизменным спросом на отечественном и особенно российском рынках. Завод продолжает расширять и ассортимент, используя в качестве сырья кизил, гранат, ежевику, виноград, а также дикие яблоки и груши, что позволяет поддерживать постоянное производство со стабильным составом специалистов и рабочих. Более того, с ростом производства растет и число поставщиков сырья в разных административных районах Арцаха, в частности, Мартунинского, Аскеранского и Мартакертского. Это в значительной мере помогает развитию и повышению доходности крестьянских хозяйств, а также занятости крестьян в экономике Армении.

В дополнение ко всему мы наладили и мощное деревообрабатывающее производство, которое на базе местного сырья в числе всевозможной продукции будет выпускать для нужд коньячной, винной и водочной промышленности бочки из древесины дуба и шелковицы. Кстати, такие бочки пользуются большим спросом не только в Арцахе и Армении, но и далеко за их пределами.

Так постепенно появилась необходимость в слиянии ставших уже многопрофильными трех фирм. В единый, то есть более мощный и обладающий несравнимо большими возможностями концерн «Арцах Алко». Концерн, коньяки, вина и водки которого соответствующий специализированные орган Министерства здравоохранения Армении лицензировал, как исключительно чистые и полезные, с оздоровительной точки зрения. Это также большой успех предприятия, ибо среди множества винных, коньячных и водочных заводов Армении и Арцаха всего лишь один-два удостоились такой оценки.

Не мешает упомянуть и о том, что по инициативе «Арцах Алко» официально создан Союз радетелей за шелковицу. Цель – всячески способствовать культивации и распространению шелковицы, пропагандировать те прекрасные и целительные плоды, которые дарует нам это дерево. В частности, согласно уставу Союза, каждый ее член обязан раз в год посадить саженец шелковицы и как минимум раз в год пригублять тутовый напиток, а также досконально знать и распространять определенные сведения о необыкновенных свойствах шелковицы и ее плодов – туты.

В декабре 2007г АОЗТ «Арцах Алко» было переименовано в ЗАО «Арцах Бренди Компани».

Завод продолжает расширять и ассортимент, используя в качестве сырья кизил, гранат, ежевику, виноград, а также дикие яблоки и груши, что позволяет поддерживать постоянное производство со стабильным составом специалистов и рабочих.

Как правильно пить

Тутовый Арцах — универсальный напиток, который подходит на роль аперитива и дижестива. Его приятно выпить перед началом трапезы или сделать гармоничным ее завершением. Охлаждать такой алкоголь не принято — для него достаточно комнатной температуры — 21-22 градуса. В роли дегустационной посуды выступают небольшие по объему стопки.

Чем закусывают в Армении традиционный бренди

В Армении традиционный бренди сочетают с самыми разными блюдами национальной кухни, начиная от сыров и свежих овощей и заканчивая наваристыми супами и шашлыком. Напиток хорошо подойдет и под десерты или заморские деликатесы, вроде паштета из куриной печени или морепродуктов.

Нет, этот напиток не относится к категории спиртных, просто имеет похожее название.

3 Этапы производства

В самом начале изготовления собирают спелые ягоды тута. Это происходит в конце июля, когда они самые сладкие. Собирать их стоит только руками. В давние времена для сбора использовали обычную простынь, которую стелили под деревом. Таким образом плоды благополучно падали на ткань. За последние годы ничего кардинально не изменилось, шелковицу собирают вручную, а потом с помощью пресса выдавливают сок.

Жидкость сливают в цистерны и отправляют в теплые подвалы для брожения. В сок ничего не добавляют, ведь плоды и так довольно сладкие. Подобный способ приготовления алкоголя свидетельствует о натуральности конечного продукта.

Через несколько недель из полученной жидкости производят спирт, который имеет 70% оборотов. Потом его отправляют в специальные деревянные бочки, где он настаивается на протяжении 2-3 лет. По истечении срока уменьшают крепость напитка фильтрованной водой. Но это еще не конец, его охлаждают и оставляют на несколько месяцев отдыхать в темном подвале. Только тогда жидкость фильтруют, очищают и разливают по бутылкам.

Чтобы придать водке еще более изысканный вкус, к ней могут добавлять сухофрукты, гречишный мед, ваниль, даже карамель. Армяне считают свою водку не только качественным продуктом, но и целебным эликсиром, который хорошо справляется с простудными заболеваниями, ангиной, возвращает молодость, просто приносит удовольствие и хорошее настроение.

Курсовой приём всего ЗА 30 ДНЕЙ обеспечивает комплексное РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ С АЛКОГОЛЕМ.

Популярные марки армянской водки

Плодово-ягодная Арцах водка производится сразу под несколькими брендами.

Читайте также:  Зорекс - шипучие таблетки, капсулы от похмелья, состав, инструкция к применению, противопоказания, побочные эффекты

Арцах Алко начали производить в поселке Аксеран в конце 90-х гг. ХХ в. Армянский алкоголь делают как из ягод кизила, так и из фруктов, однако наибольшей популярностью пользуется классический вариант из тутовника.

Для алкогольной продукции под маркой Серебряный берут белую шелковицу, которая настаивается в тутовых бочках в течение 1 года. Бренд Золотой выдерживается в емкостях не меньше 3 лет, тогда как Платиновый должен находиться в покое не менее 5 лет.

Существуют и такие марки водки, как Абрикон, Страна Камней и др.

Бренд Золотой выдерживается в емкостях не меньше 3 лет, тогда как Платиновый должен находиться в покое не менее 5 лет.

Способ изготовления в домашних условиях

В домохозяйствах Армении и Азербайджана древние —рецепты бренди— сохранились до наших дней. Они исторически распространились по всему Закавказью. Изготовление тутовки происходит в такой последовательности:

  • собранные ягоды без промывки засыпают в чан или другую емкость. Тщательно переминают руками, не снимая с поверхности пену;
  • это пюре из раздавленных плодов переливают в емкость с узким горлом для брожения, иногда добавляя сахар;
  • заливают готовую брагу теплой водой температурой 20 – 27 градусов по Цельсию и тщательно перемешивают деревянными лопаточками;
  • устанавливают на горловине гидрозатвор и помещают емкость в темное помещение с температурой 20 – 25°C;
  • через 15 – 16 дней брага считается готовой для перегонки. На дне сосуда выпадает смус, исчезает агрессивное шипение и пузыри на верхнем слое готового сусла;
  • брагу процеживают через грубый фильтр в перегонный куб;
  • в первую перегонку получают промежуточный продукт крепостью до 32%. Затем его разбавляют водой и повторно перегоняют, получая на выходе крепость от 59 до 70%;
  • дистиллят разбавляют водой до крепости 45 – 55% ;
  • готовый продукт помещают на пять – семь дней в холодный погреб для «последнего отдыха» и затем подают к столу.

Эта унифицированная технология приготовления в разных регионах Закавказья дополнилась эксклюзивными приемами и превратила отдельные виды шелковичного бренди в элитные сорта алкоголя.

брагу процеживают через грубый фильтр в перегонный куб;.

А знаете ли вы что

«Еще одна история времен Сухого закона. Чтобы при перевозке алкогольных грузов через море избежать таможенного досмотра, контрабандисты привязывали к каждому ящику мешок с солью или сахаром и при приближении таможенников сбрасывали их в воду. Через некоторое время содержимое мешков растворялось в воде, и грузы всплывали.»

Впервые название бренди было найдено в летописях 12 века, своим именем напиток обязан голландскому термину branwin , что означает жженое вино.

«Жидкий карабахский шелк»

Именно так сегодня называется «Арцах» — водка, сделанная из вкуснейшей шелковицы, которая растет преимущественно на территории Закавказья. Вообще, «шелковый» бренд крепко закрепился за греческим напитком «Метакса». Однако сегодня многие специалисты находят, что данного звания больше достойна армянская водка «Арцах», которая, по сути, больше является фруктовым дистиллятом – бренди. Изготавливается она только из шелковичных ягод, без добавления сахара и воды, только на диких дрожжах.

Впрочем, здесь многие считают, что алкоголь в малых дозах не только не вреден, но даже полезен.

Население

Древнегреческие и римские источники свидетельствуют, что за долго до нашей эры жители Арцаха, Утика и всех остальных ашхаров Великой Армении были армянами и разговаривали на одном едином языке – армянском. О том, что на протяжении тысячелетий в Арцахе проживали армяне, свидетельствуют не только армянские, но и арабские, персидские, грузинские и турецкие авторы.

Есть и множество других доказательств того, что Арцах изначально был заселен армянами. На территории обнаружено более тысячи армянских наскальных надписей, более 1600 историко-архитектурных и культовых памятников – монастыри, церкви, замки, древнейшие кладбища, хачкары, но ни одного неармянского памятника, построенного до 18-19вв.

В 18-19-ых веках в Арцах проникли туркоязычные кочующие племена, которые вплоть до 1926г. всесоюзного (бывший СССР) подсчета населения официально назывались кавказскими татарами. В дальнейшем их назвали азербайджанцами.

Сегодня на территории НКР проживают только армяне.

В Степанакерте проживает около 1 3 населения НКР.

Виды Арцаха

Тутовая водка Арцах относится к разряду спиртных напитков с большой крепостью. Процент содержания этанола в разновидностях водки из Армении может колебаться от 40 до 75%.

Арцах Кизиловый имеет насыщенный аромат ягод кизила. Крепость напитка достигает 52%, однако вкус у него мягкий, с легким кисловатым оттенком. Жидкость отличается высоким уровнем прозрачности. Изготавливают напиток из ягод кизила, которые собирают обязательно вручную. 2 месяца выдержки, в ходе которых проходит процесс ферментации, делают вкус этого вида водки особенным.

На стенках стеклянной посуды, где был кизиловый напиток, остаются масляные следы, что свидетельствует о высоком качестве алкоголя.

Для получения виноградного Арцаха берут только сорт винограда Ркацители. В результате получают прозрачный алкоголь, переливающийся бриллиантовыми бликами на ярком свету. Содержание спирта в нем может достигать 45%. Жидкость сохраняет запах зрелого винограда. Присутствуют оттенки винных ягод и во вкусе.

Существуют рецепты, согласно которым в качестве сырья следует брать плоды сливы, абрикоса, персиков и дикорастущей груши. Алкогольные напитки вида Арцах объединяет содержание в них спирта, прозрачность жидкости, подача на стол и уровень температуры, при котором это спиртное употребляют. Но каждая разновидность водки из Армении имеет свои неповторимые особенности.

Аналогом Арцаха может также выступать самогон из яблок, ягод терна (разновидности слив) или редко встречающийся дынный вид.

Существуют рецепты, согласно которым в качестве сырья следует брать плоды сливы, абрикоса, персиков и дикорастущей груши.

Арцах с древних времен

В разные периоды своей многовековой истории Карабах именовался по разному: в клинописях Ванского царства он назван Уртехе-Уртехини; это тождественно традиционному армянскому названию Арцах1.

Античные греческие авторы называли этот край Орхистена, что равнозначно армянскому Арцаху. В раннесредневековых источниках (в частности, у Мовсеса Хоренаци) приводятся еще два названия этого края, поскольку центр административного образования перемещался: Цавдек — по названию центра Цавдекского княжества и Хачен — по названию крепости Хачен [автор ХIII века Вардан прямо пишет: «Арцах — [ныне] Хачен»), который служил резиденцией армянских князей из рода Араншахиков.

В X–XIII вв. название Хачен в большинстве случаев приводится не только в многочисленных памятниках эпиграфики Карабаха, но и в византийской и персидской нoмeнклатуре. Крепость и край назывались Хаченом (от армянского слова «Хач» — крест) именно потому, что их обитателями были армяне. В источниках приводятся еще два названия Арцаха — Малый Сюник и Малая Армения2.

Название Карабах образовалось на почве персидской географической номенклатуры: в отличие от равнинной части, именуемой Баг-и сафид (Белый сад), горная часть края стала называться Баг-и сиах, что в тюркоязычном осмыслении превратилось в Карабах (Черный сад)3.

Греко-латинские источники, начиная с авторов I в. до н. э. — III в. н. э.: Страбон, Плиний Старший, Плутарх, Клавдий Птолемей, Аппиан, Дион Кассий и др. однозначно подтверждают, что граница между Арменией и Албанией проходила по реке Кура.

Страбон: «В самой Армении много гор и плоскогорий… много там и долин… например, равнина Аракса, по которой река Аракс течет до границ Албании… За этой равниной идет Сакасена, тоже граничащая с Албанией и с рекой Киром»4.

«Аракс протекает через Армению, а Кир — через Иберию и Албанию»1 . «Он [Кир] берет начало в Армении… а затем через узкую долину течет в Албанию; между этой долиной и Арменией река мощно проносится по равнинам…»2 Плиний Старший: «Это племя [албанов], расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано, до реки Кира, составляющей границу Армении и Иверии»3.

Клавдий Птолемей: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды. Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир»4.

Плутарх: «Когда зима застигла римское войско в этой земле (в Армении) и римляне справляли праздник Сатурналий, албаны, собравшись числом не менее сорока тысяч, переправились через реку Кирн и напали на них»5 , т. е. перешли на правобережье Куры.

подтверждают и более поздние авторы. Так Стефан Византийский (IV в. — нач. V в.) сообщает об областях Армении: «Обарены — часть Армении, прилегающая к реке Киру». Он считает Отену-Утик армянской областью, которая, как известно, граничила с Албанией по реке Куре6.

Другой византийский источник — Менандр Византийский (конец VI в.) пишет, что «Римские военачальники опять вступили в Алванию, заставили савиров и алванов переселиться по сию сторону реки Кира…»7 О Куре как границе Армении сообщают и армянские авторы раннего средневековья.

По свидетельству Павстоса Бузанда (V в.), Кура была границей владений царя мазкутов Санесана. Царь, пишет историк, «перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну». В числе областей Армении, изменивших армянскому царю Аршакидской династии, историк называет Гардманадзор, укрепленный гавар Арцах, «собственные владения армянского царского дома в стране Атропатакан».

Читайте также:  Как правильно пить виски – история, виды и употребление + видео

Он пишет о возвращении «захваченных» гаваров — Арцаха, Ути, Шакашена и Гардманадзора и других сопредельных им гаваров. «Реку Кур, — указывает он, — сделал границей между своей страной и Албанией, как было раньше…»8

В другой книге, рассказывая о деятельности Григория Просветителя, Павстос Бузанд пишет, что он [Григорис] «перешел через реку Кур во владения варварской страны великого царя и добрался до лагеря войска Аршакидского царя мазкутов»9.

Этот же территориальный состав подтверждает историк Себеос10. О территориальном составе Армении и о границах Албании, «которая находится между великой рекой Кур и горой Кавказ», сообщает и армянская «География» VII в.» — «Ашхарацуйц»11. Византийский двор, хорошо осведомленный о положении в сопредельных странах Закавказья, знал, что Хаченское княжество находится в Армении. Поэтому византийский император Константин VII Багрянородный (913–959 гг.) свои официальные письма хаченским и севордийским князьям адресовал «в Армению», подтверждая тем самым армянскую принадлежность этих территорий1.

О Куре как реке «внутренней Армении» и Араксе как реке «внешней Армении» сообщает и
персо-арабский географ Х в. Сухраб (Ибн Саравийун)2.

В первой половине VI в. до н. э. Арцах в составе Ервандидской Армении находился в подчинении у Мидии, а с 550 по 331 г. до н. э. — державы Ахеменидов. С конца IV в. до н. э. Арцах, как и соседние области Утик и Сюник, продолжал оставаться в составе армянского царства Ервандидов3.

О вхождении этого края в состав царства Тиграна II с 95 г. до н. э. свидетельствует и факт основания в нем г. Тигранакерта4. Страбон также называет Орхистену (Арцах) провинцией Армении5 ; об этом же свидетельствуют и раннесредневековые армянские первоисточники6.

Согласно «Ашхарацуйцу», Арцах являлся десятой провинцией Армении и состоял из двенадцати гаваров (областей): Абанд другой, Вайкуник, Бердадзор, Мец-Аранк, Мец-Куанк, Харчланк, Муханк, Пианк, Парсаканк, Кусти, Фарнес, Колт7.

После раздела Армении между Византийской империей и Ираном в 387 г. Арцах продолжал оставаться в составе Армении до упразднения Армянского царства в 428 г. Затем он был присоединен персами к Албанскому царству, располагавшемуся на левобережье Куры, о чем свидетельствует автор «Ашхарацуйца», который сообщает также, что Собственно (т. е. левобережная) Албания находится севернее реки Куры, которая и издревле служила границей между нею и Арменией8.

После упразднения Албанского царства (в 469 г.), указывается в брошюре «Нагорный Карабах. Историческая справка», Арцах остался в составе образованного на территории этого царства и соседних областей персидского марзпанства, которое получило название «Албания» (Аран). Спустя столетие, в конце VI — начале VII вв., Албанское марзпанство на севере раздробилось на отдельные мелкие княжества, которые, выступая под названиями живших там племен или правивших княжеских домов, утратили ставшие для них лишним название «Албания» собирательное наименование «албаны».

На юге же Утик и Арцах образовали отдельное армянское княжество Араншахиков (конец V в.), а затем сменившего их рода Михранидов персидского происхождения (VII в.). Последние унаследовали административное название Алуанк (Албания), но оно, фактически переместившись с севера на юг, приобрело чисто географическое содержание, напоминая о существовавшем когда-то марзпанстве, не имея, однако, отношения к «Собственно Албании». Название «Албания» в применении к Утику — Арцаху становится синонимом применяемых в трудах древних армянских историков названий «Восточный край Армении», «Северо Восточный край», «Алуанский (т. е. Албанский) край», «Армения Глубинная» и т. д.1

Историк XI–XII вв. Маттэос Урхаеци, говоря о «Стране Албанской», поясняет: «которую ныне называют Глубинной Арменией»2. История политической и культурной жизни именно этих областей и составляет основное содержание труда армянского историка Х в. Мовсеса Каланкатуаци «История Албании» (или «История страны Алуанк», как традиционно переводят это заглавие), пишут авторы брошюры.

Об Арцахе — Хачене и царском достоинстве его правителя Асана Джалала сообщает и персоязычный анонимный автор XIII в.: «население там армянское. Люди Абхазии называют их падишаха тагавер…»3 О Карабахе как части Армении и о положении его армянского населения в более поздний период — начале XV в. — под властью «сына Тамерлана» пишет посетивший эту страну в 1420 г. германский путешественник Иоганн Шильтбергер: «Я также провел много времени в Армении.

По приказу Тамерлана попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг (Karawag) и отличающейся хорошими пастбищами. Ее орошает река Кур (chur), называемая также Тигр (tigris), и возле берегов сей реки собирается самый лучший шелк.

Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань»4. Отметим, что в тексте изданного в Азербайджане в переводе в этом абзаце, по установившемуся там обычаю обращения с источниками, слово «в Армении» было заменено на «в Азербайджане».

О правителях одного из армянских княжеств Арцаха XII–XIII вв. — Хачена имеются сохранившиеся сведения в ряде эпиграфических памятников этого периода, подтверждающих армянскую принадлежность страны и политические связи ее правителей с Арменией. Владетель крепостей Атерк, Андаберд, Хаченаберд и Авкахатац — Асан, сын Сакара (Закара) Вахтанга, возглавлявший с 1142 г. Хаченский дом, в 1152 г., женился на дочери царя Кюрикэ, одного из последних представителей Лорийской ветви армянского царского рода Багратидов5.

Один из его сыновей — владетель Нижнего Хачена Вахтанг, прозванный Тонкик, был женат на дочери Саргиса Великого — одного из двух знаменитых военно-политических деятелей царицы Грузии Тамары. Автор «Армянского судебника» Мхитар Гош, поддерживавший тесные связи с князьями Асаном Джалалом и его сыном Вахтангом, называл их «главными над другими князьями» и приравнивал к правителю Киликии Рубену. Поясняя их роль в политической жизни страны, армянский правовед отмечал, что «во дни безвластия в нашем (т. е. армянском) царстве… в Хаченском краю от первых времен остались немногие князья»6.

Вахтанг, сын Асана Сакар’иана (от брака с Хоришах) имел трех сыновей и трех дочерей. Старшего сына назвали Асаном в честь деда, а Закария и Иванэ — в честь армянских князей, полководцев царицы Тамары: спасалара Закария и атабега Иванэ Долгоруких1.

Ряд эпиграфических памятников содержит информацию об армянском царе Арцаха — Хачена Асане Джалале (1214–1261) и его потомках. В надписи 1229 г. Асан Джалал выступает в качестве владетеля Арцаха-Хачена: «Милостью Бога, я, Асан, сын Вахтанга и Хоришах, построил сию святую церковь…»2

В надписи на стене в Гандзасарском монастыре он сообщает о себе и своих владениях: «Я, покорный слуга Божий Джалал Давла Асан, сын Вахтанга, внук великого Асана, исконный владыка и царь высокой и великой страны Арцахской и прилегающей области [Хаченской]»3.

Правитель Арцаха-Хачена установил тесные отношения с правителями Монголии. Как пишет историк Киракос Гандзакеци (XIII в.), «Мудрый ишхан [Джалал], как только узнал о наступлении неверных, собрал всех жителей своей страны в крепость, называемую по-персидски Хоханаберд. И когда [татары] пришли, чтобы осадить ее, и увидели, что взять крепость невозможно, стали предлагать ему заключить с ними дружеский мир. И тот мудро склонился к их намерению.

А затем и сам он прибыл к ним с подарками. [Татары], воздав ему почести, вернули ему его владения и даже добавили кое-что, затем приказали ему выходить год за годом вслед за ними на войну и спокойно жить под их властью. А [Джалал] разумно распорядился страной своей: все, что нужно было для нужд гонцов, прибывающих к нему, будь то пища или что иное, он собирал и держал при себе и даже от себя добавлял и отдавал им это, когда они являлись к нему, и [татары] не притесняли [население] страны, а просто приезжали к нему. А в других областях не делали этого, поэтому [татары], где только могли, везде притесняли их»4.

Ему покровительствовал, в частности, принявший христианство сын золотоордынского хана Батыя — Сартах. О близких отношениях армянского князя с сыном Батыя — Сартахом историк сообщает: «Вместе с другими прибыл к нему [Сартаху] и великий ишхан Хачена и областей Арцаха Асан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению. Он [Сартах] любезно и почтительно принял его и всех, кто был с ним: ишхана Григора, которого обычно называли Отроком, [хотя] он в то время был уже старик, и ишхана Десама, скромного юношу, и вардапета Маркоса и епископа Григора.

Он повел [Джалала] к своему отцу, оказал ему высокие почести и вернул ему его вотчины — Чараберд, Акану и Каркар, отнятые раньше у него тюрками и грузинами… »5 Позднее, в 1255 г., после смерти Батыя, Асан вместе с Сартахом отправился в Монголию к великому хану Мангу. Об этом он сообщает сам:

«Я Асан Джалал Давла поехал к царю стрелков на восток в северную страну сам лично с семьею своей и домочадцами ради спокойствия церкви. Я и супруга моя Мамк’ан и Господом данный сын мой Атабег отправились на северо-восток, и я поехал на край света к царю, который [называется] хан Мангу…»6 Историк Киракос Гандзакеци пишет, что он «отправился изложить монгольскому владыке свою жалобу» на притеснения сборщиков податей и наместника Аргуна1.

Читайте также:  Греческие вина и их особенности

Впервые тюркские племена начинают появляться в Передней Азии спорадически — в результате вторжений кочевых народов Азии — сельджуков (1048,1049, 1054, 1065 гг.), татаро-монгольских орд (1236–1243 гг.), хана Золотой Орды Тохтамыша (1385 г.), Тимурленка (1386, 1394 и 1400 гг.). После вторжения в Закавказье полчищ Тимура в 1386–1405 гг. Северный Иран и Армения оказались под властью туркменской династии Кара-коюнлу в первой половине XV в. и Ак-коюнлу во второй половине XV в.

Но династия Асан Джалала не пресеклась, ее представители сохранили титул меликов в ряде мелких княжеств Нагорного Карабаха в XVI–XVIII вв. Равнинная (низинная) часть Карабаха, в частности, Муганская степь перешла во владение тюркских пришельцев. При правлении в Персии династии Сефевидов Карабах составлял одну из ее провинций (бегларбекство). Низменность и предгорья Карабаха находились в управлении мусульманских ханов, а нагорная часть оставалась в руках армянских правителей2.

Система армянских меликов окончательно сложилась в Нагорном Карабахе в годы правления в Персии шаха Аббаса I (1587–1629). В те годы персидские власти поощряли армянских меликов к активным действиям против Османской империи. В то же время правители Персии пытались ослабить армянских меликов, отделив их от других армянских владений путем переселения курдских племен в район, расположенный между Арцахом и Сюником3. [М е л и к — арабское слово, означающее царь, повелитель. В Персии в древние времена меликами именовались владетельные особы, а потом потомственные правители. В Закавказье мелики были всегда потомственными правителями; важность места обозначала степень значения мелика. Титул этот всегда служил доказательством древности происхождения фамилии.]

Отрывок из статьи: «Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике». Комментарии к документам. Том II / Д. ю. н., проф. Ю.Г. Барсегов; отв. ред. А.О. Меликян — М. : «Мелихово», 2009. — 480 с.

1.В этом разделе ряд фактов и высказываний античных авторов приводятся по брошюре «Нагорный Карабах. Историческая справка». Изд-во АН Армянской ССР, Ереван, 1988.
2 Там же, стр. 8.
3 Там же, стр. 8.
4 С т р а б о н, «География». М., 1994, книга ХI, глава ХIV, парагр. 4, с. 497.

1. С т р а б о н. Цит. соч., парагр. 5, с. 467.
2. Там же, глава III, парагр. 2, с. 474.
3. П л и н и й. «Естественная история», VI, 39.
4. П т о л е м е й. «География», V, ХII. 1.
5. П л у т а р х. «Сравнительные жизнеописания». Т. II, М., 1863 (Помпей, ХХХIV).
6. В. Л а т ы ш е в. «Известия древних писаний…» Т. I. СПб, 1890, с. 270–271.
7. Док. № 8.
8. Док. № 7.
9. Там же.
10. Док. № 10.
11. Док. № 9.

1 Док. № 11.
2 Док. № 12.
3 М о в с е с Х о р е н а ц и. «История Армении», кн. II, г. 44–45, с. 169–170.
4 С е б е о с. «История…» Ереван, 19769, с. 125 (на арм. яз.).
5 С т р а б о н. Цит. соч. ХI, ХIV, 4, с. 497.
6 А г а ф а н г е л. «История Армении»; Мовсес Хоренаци, «История Армении»; Егише, «О Вардане и войне Армянской»; «Зоранамак» («Воинская грамота»).
7 С. Т. Е р е м я н, « Армения по «Ашхарацуйцу» («Армянской географии VII в.»), Ереван, 1963, с. 105 (на арм. яз.).
8 С. Т. Е р е м я н, указ. соч., с. 105, ср. А. П. Н о в о с е л ь ц е в, «К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период». — «Кавказ и Византия», вып. 1, Ереван, 1979, с. 10–18. Автор статьи основывается на данных античных историков Страбона, Плутарха, Птолемея, Диона Кассия, армянского историка V в. Павстоса Бузанда и др.

1 А. Ш. М н а ц а к а н я н. О литературе Кавказской Албании. Ереван, 1969, с. 62–64. См. «Нагорный Карабах. Историческая справка», с. 11.
2 М а т т э о с У р х а е ц и. Хроника Вагаршапет, 1898, с. 230 (на арм. яз.).
3 Док. № 15.
4 Док. № 16.
5 Известия Императорской Академии Наук. СПб, 1909, серия VI, т. III, № 61. И.А.Орбели. h’Асан Джалал, князь Хаченский.
6 И. А. О р б е л и. Избранные труды. Ереван, 1963, с. 149.

1 И. О р б е л и. Избранные труды. Ереван, 1963, с. 149.
2 Там же, с. 150.
3 Док. № 14.
4 Док. № 13.
5 Док. № 13.
6 И. О р б е л и. Избранные труды, Ереван, 1963, с. 155.

однозначно подтверждают, что граница между Арменией и Албанией проходила по реке Кура.

Население [ | ]

В древности территория Арцаха была населена автохтонными кавказскими и иранскими племенами [10] . Высказываются предположения, что армяне появились в междуречье Куры и Аракса в VII веке до нашей эры [11] .

Роберт Хьюсен считает, что арменизация населения Арцаха происходила лишь со II века до нашей эры [10] .

В V веке при албанском царе Вачагане III Арцах стал одной из первых областей, где им были предприняты меры по искоренению зороастризма.

В Москве презентовали русскую версию уникальной книги «Северный Арцах»

23 мая в посольстве Республики Армения в Российской Федерации состоялась презентация русского издания книги известного армянского историка и исследователя архитектуры, руководителя Фонда изучения армянской архитектуры Самвела Карапетяна «Северный Арцах».

На презентацию книги пришли представители российских исторических академических кругов, научных центров, Координационного совета Российско-Армянских организаций (КС РАО), общественных организаций, армянской диаспоры и землячества карабахских армян.

Северо-восточная часть исторической Армении – Северный Арцах, богата разного рода памятниками материальной культуры, создававшимися в течение тысячелетий.

После насильственной депортации коренного армянского населения края в 1988-1992 гг. армянские памятники подвергались дискриминационному отношению со стороны армянофобских властей Азербайджана.

Вследствие этого был нанесен огромный ущерб как армянскому, так и всемирному культурному наследию.

В книге «Северный Арцах» представлена история значительной части населенных пунктов и памятников материальной культуры это армянского райского уголка, варварски уничтоженных азербайджанскими вандалами в конце XX века.

Книга впервые вышла на армянском языке в 2004 году; в 2007 году она была переведена на английский язык. В книге на основе материалов исследовательских экспедиций 1980–1989 годов представлены описания около 400 армянских населённых пунктов, выполненные по единой схеме: местоположение; краткий исторический очерк; население; экономика; описание архитектурных памятников (церкви, монастыри, крепости, мосты, школы, частные дома и прочее); издание памятников армянской эпиграфики (надписи на хачкарах, надгробьях, зданиях и других объектах). В книге также помещены около 1 600 фотографий (включая 116 цветных снимков), многие из которых передают внешний вид уже уничтоженных памятников. Имеются подробные карты и научно-справочный аппарат.

Самвел Карапетян в своем выступлении рассказал, что искусственно оторванное от родины армянское население Арцаха, оказалось под господством Азербайджана. При этом он отметил, что с 1920-х годов власти Советского Азербайджана начали проводить ярую националистическую, антиармянскую политику, в результате которой армяне были лишены возможности для полного развития национальной культуры и в течение десятилетий находились в тяжелом положении. Экономика армянских сел была развалена. Армянское население северной части Арцаха, оставшееся без какой-либо поддержки извне, не смогло бороться за право существования на родной земле и было депортировано в 1988-1991 гг. В то же время многочисленные исторические памятники остались в руках враждебно настроенных соседей. Начался процесс массового уничтожения армянского культурного наследия.

Автор отметил, что в книгу не включены материалы по ныне оккупированному Азербайджаном Шаумянскому административному району Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики), территория которой является частью Северного Арцаха.

В ходе презентации многие выступающие отметили особую историческую и научную ценность этого удивительного труда.

Представители землячества карабахских армян со слезами и с болью в сердцах рассказывали о своих родных очагах, о могилах предков, о хачкарах и армянских монастырях, которые остались в Северном Арцахе и потом были уничтожены азербайджанцами.

Выступающие особо отметили, что все многочисленные фотофакты и аргументы, приведенные в книге, являются доказательством армянской исторической принадлежности Северного Арцаха. И это будет сильным аргументом против проводимой Азербайджана политики фальсификации истории и распространения дезинформации.

В конце презентации присутствующие выразили особую благодарность Самвелу Карапетяну. Кроме того, они поблагодарили Фонд развития и поддержки арменоведческих исследований «АНИВ» за перевод книги на русский язык и её издание.

Начался процесс массового уничтожения армянского культурного наследия.

Добавить комментарий